Какие бы высокие цели ни были у войны, она всегда грязь, перемешанная с кровью солдат и невинных людей. Война порождает и героев, и жестоких трусов-убийц. Но вот парадокс: порой вторые (убийцы) пытаются предстать первыми (героями), и последнее слово в определении, кто есть кто, остается за обществом.
А что же сказало наше общество?
В царской армии судьбу Буданова решил бы офицерский суд чести – товарищи попросту вложили бы в его руки пистолет
13 июня в подмосковных Химках с воинскими почестями похоронен застреленный в Москве Буданов. Хоронили его под залп почетного эскорта московской комендатуры как офицера и Героя России. Теперь в нашей стране стало возможным воздаяние почестей убийце и насильнику. Создан прецедент, и это оценка состояния всего российского общества. Меня больше волнует не факт его пышных похорон, а вопрос: за что он был так похоронен?
Почему для некоторой части общества (слава Богу, далеко не для всех) Буданов – герой? Интересно, какой конкретно его поступок стал геройским?
Не тот ли, который наперебой описывается в журналистских публикациях: «В 1999 году Буданов спас более полутора сотен человек 84-го отдельного батальона специального назначения ГРУ. Разведчики попали в окружение отрядов Хаттаба на окраине Дуба-Юрта. Военное командование, опасаясь за жизни мирных жителей, не решалось поддержать ни артиллерией, ни авиацией попавших в засаду разведчиков. Тогда «грушники» напрямую попросили помощи у расположенных неподалёку танкистов Буданова. Только самовольное решение комполка помогло солдатам избежать гибели. Полковник посадил на два танка офицерские экипажи, которые прорвали окружение боевиков».
Мало кто задавал себе вопрос: было ли это геройское спасение батальона ГРУ на самом деле?
История эта наспех сочинена в мастерской военного агитпропа и рассчитана, прежде всего, на людей, которые и представления не имеют, как на самом деле велись боевые действия в Чеченской Республике, которые понятия не имеют, где находится населенный пункт Дуба-Юрт, какие задачи выполняли танковые войска во время проведения контртеррористической операции в Чечне.
#{best_opinions}То, что легенда о героическом подвиге Буданова была наспех слеплена, видно по содержанию текста, в котором налицо противоречия. «Военное командование, опасаясь за жизни мирных жителей, не решалось поддержать ни артиллерией, ни авиацией попавших в засаду разведчиков». У тех, кто знает, как реально проходили военные действия на территории Чеченской Республики, эти события вызывают только усмешку. Можно подумать, что в октябре 1999 года танки и самоходные орудия не расстреливали колонну беженцев на трассе между станицей Петропавловской и селом Горячеводским? Или в октябре 1999 года центральный рынок города Грозный не был подвергнут обстрелу ракетами «земля-земля», в ходе которого погибли более 400 мирных граждан? Такие примеры можно приводить очень долго.
Совсем нелепым выглядит в этой истории описание того, как Буданов на двух танках ринулся выручать разведчиков на окраину Дуба-Юрта. Если взглянуть на карту и посмотреть, где находится это село и где было совершено нападение на спецназ ГРУ, то сразу станет понятно, что танками в предгорный лесистый населенный пункт, который является воротами в Аргунское ущелья, въехать не так просто. Их тут же бы подбили. Два танка, да еще без прикрытия с воздуха и пехоты – легкая добыча, которую боевики не упустили бы.
К сведению, танковые войска, наученные горьким опытом первой военной кампании, не особо «рисовались» в театре военных действий во второй чеченской кампании, а в основном прикрывали войска и их орудия, частенько обстреливали населенные пункты. У всех на памяти знаменитое будановское «С Рождеством, ребята! Батарея, огонь!». Мало кто знает, что стреляли по мирному селу. Вот его подвиг.
Героизация преступника Буданова оскорбляет чувства остальных российских офицеров, которые, как и Буданов, участвовали в той чудовищной войне. И далеко не все из них убивали чеченских девочек, брали заложников, а потом продавали их родственникам. Многие русские офицеры и в тех страшных условиях пытались сохранить жизни солдат и не запачкать их невинной кровью.
В царской армии судьбу Буданова решил бы офицерский суд чести – товарищи попросту вложили бы в его руки пистолет. Буданов – лишь продукт. Продукт вседозволенности и распущенности. Я не говорю об офицерах, с честью прошедших здесь службу и, к сожалению, затерявшихся среди тех «контрактников», которые после «выполненного конституционного долга», заметно обогатившись, закупали золотые изделия на Хасавюртовском рынке, в соседнем Дагестане.
Героизация Буданова и попытки сделать его некой «иконой российского воинства» позорят российскую армию перед всем цивилизованным миром. И власть, и общество должны это понимать. Однако мы не видим со стороны власти хотя бы попыток одернуть зарвавшихся националистов и тех же представителей власти, старающихся канонизировать убийцу. Может, боятся, что, осуждая бывшего полковника российской армии, люди осудят и войну в целом, и не хотят допустить этого. Поэтому лакированный гроб, почетный залп московского военного гарнизона. Если есть такие опасения, то они беспочвенны. У российского народа всегда хватало мудрости и воли называть вещи своими именами и не путать отдельных преступников с российской армией.
И еще. Мало кто в России вспоминает, и СМИ об этом практически не пишут, что коренной перелом в борьбе с экстремизмом в Чечне произошел благодаря тому, что чеченский народ поддержал и сам повел эту борьбу решительно и без оглядки. И обществу стоило бы напоминать не о будановых, выдавая их преступления за подвиг, а говорить о действительных героях российской армии, которых также немало, и тех чеченских милиционерах, которые положили свои жизни и здоровье в этой борьбе, а также о первом президенте Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырове, возглавившем эту борьбу и пожертвовавшем собой ради мира на этой земле.
Источник: Пресс-служба уполномоченного по правам человека в ЧР