Само по себе вступление в ВТО не является ни плюсом, ни минусом. Это инструмент усиления собственной экономики, который может привести как к серьезным потерям для национального хозяйства, так и к серьезным рывкам.
Все зависит от договоренностей и исполнения этих договоренностей по защите интересов своих производителей.
Серьезные проблемы могут возникнуть и у российских авиапроизводителей
Конкурировать, например, с американскими банками на российском рынке при открытой системе – это элемент садомазохизма. Потому что финансовые плечи иностранных организаций намного длиннее. И, соответственно, капиталу будет крайне сложно даже по стоимости привлечения этих средств с этими организациями бороться за российского потребителя. То же самое могу сказать по страховым компаниям.
В тепличных условиях нет спроса ни на инновации, ни на модернизацию. Более того, не происходит снижения стоимости товаров, потому что реальной конкуренции нет между резидентами.
Таким образом, в случае открытия рынков может выиграть российский потребитель, поскольку снизятся цены в целом по рынку и повысится качество предоставляемых услуг, потому что именно за счет качества происходит конкуренция при равных стоимостных показателях. То есть фактически при эффективном использовании механизмов ВТО российская экономика может задать внешний стимул для своей модернизации и инновационного развития, обеспечить снижение стоимости товаров при увеличении их качества и при этом избежать рисков потерь для некоторых отраслей, повысив их самостоятельность и расширив частный сектор. Фактически правила ВТО требуют снижения роли государства в экономике. То есть это фактически проверка на эффективность собственной экономики и возможность для ее улучшения в ближайшие несколько лет.
Согласно договоренностям прошлого года, которые озвучила Елена Скрынник, мы снижаем субсидирование российского сельского хозяйства до 350 млрд рублей в год. Второй сектор, который, очевидно, пострадает, – это автопром. Будет снижена эффективность процесса локализации производства.
Серьезные проблемы могут возникнуть и у российских авиапроизводителей. Дело в том, что, согласно договоренностям с иностранными авиакомпаниями, а это прежде всего авиагиганты: «Боинг» и «ЭирБас» – лоббируется снижение налоговых импортных пошлин на крупные самолеты. Причем они хотели распространить эти планы и на среднемагистральные самолеты, но пока Российская Федерация отстаивает свои позиции. Наша страна в последнее время делает ставку на развитие средней магистрали и ближней магистрали, это МС-21 и «Сухой Суперджет». Кроме того, недавно было объявлено о создании с китайскими партнерами и дальнемагистральной модели. Очевидно, ее будет трудно продавать, если российские компании закупятся дальнемагистральными лайнерами конкурентов.
Есть некоторые сложности в лесоперерабатывающем комплексе. В последние годы, до вступления в ВТО, РФ целенаправленно повышала заградительные пошлины на вывоз кругляка. Но в рамках переговоров с европейской стороной были заключены соглашения о моратории на рост экспортных пошлин. Это пролоббировано прежде всего компаниями Северной Европы, речь идет, например, о Финляндии, Швеции. Естественно, что в результате пострадают переработчики в России. Но при этом в выигрыше могут оказаться потребители продукции лесопереработки. Речь идет о полиграфических компаниях, о мебельных компаниях. Они смогут дешевле закупать продукцию за рубежом.
Открытым остается вопрос по поводу финансово-страховой системы. Вначале предполагалось, что в банковскую систему нерезиденты не зайдут, а в страховую их пустят в соответствии с договоренностями 2006 года. Если соглашения сохранятся в том же формате, то, скорее всего, для российских банков большой угрозы это не представляет, а вот страховые компании будут испытывать серьезное давление в результате прихода нерезидентов.
В банковском секторе, в металлургии, в ТЭК, машиностроении вступление в ВТО приведет к расширению рынков, а следовательно, и к росту валовой выручки.
Если будет осторожный экономический рост, мы можем активно использовать этот инструмент для проведения и поддержки собственных интересов. Очевидно, что все преимущества организации транслируются на фоне благоприятной экономической конъюнктуры.
Источник: ER.ru