В докладе указывается, что «в результате реформ 2004–2020 годов была дезинтегрирована система государственного управления научными, прежде всего, фундаментальными исследованиями и разработками, что привело к нерациональному расходованию ресурсов», передает ТАСС.
«За 2005-2020 годы численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась более чем на 16%. В то же время в странах – технологических лидерах наблюдается четко выраженная тенденция к увеличению научного персонала», – отмечается там.
Кроме того, в результате реформ научное сообщество было исключено из процесса формирования государственной научно-технической политики, произошел разрыв инновационного цикла: фундаментальные исследования – прикладные разработки – опытное производство – массовое производство – реализация продукции. Также страна попала в технологическую зависимость от зарубежных стран, что проявилось после введения рядом государств антироссийских санкций, в том числе на поставку современных технологий.
Говоря о научных реформах, в РАН отметили, что в 2004 году был принципиально изменен статус «гражданской» науки, которая была отнесена к сектору услуг, в то время как в развитых странах наука рассматривается как важнейшая производительная сила.
Начиная с 2004 года фактически основным направлением реформ стало превращение науки в инструмент поддержки образования, главной задачей которого был определен переход к подготовке «квалифицированных потребителей», то есть специалистов, которые могут использовать технологии, но не могут их разрабатывать.
В академии также отметили, что федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в России» была ликвидирована научная аспирантура, задачей которой была подготовка высококвалифицированных научных кадров. До принятия этого закона аспирантура рассматривалась как первый шаг научной карьеры. В новой системе аспирантура стала очередной ступенью образования.
«Перевод науки в сектор услуг представляется вполне оправданным в силу ресурсной ориентации экономики. В этом случае нет необходимости в системной организации фундаментальной науки, а научные исследования и разработки осуществляются по узкому спектру приоритетных направлений, исходя из отраслевых интересов. Это обусловило, в частности, ликвидацию РАН как высшей научной организации страны, отвечающей за развитие фундаментальных научных исследований», – говорится в докладе академии.
В РАН пояснили, что при существующем подходе на государственном уровне не требуется координации научных исследований, так как научные исследования и разработки носят узковедомственный характер, а каждое ведомство получает из бюджета самостоятельно средства на проведение исследований и разработок. Поэтому из структуры федерального бюджета был исключен шестой раздел: «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».
«Заметим, что позиционирование науки как услуги принципиально отличается от подходов, практикуемых в развитых странах, где наука является ведущей производительной силой, причем научные организации работают в тесном взаимодействии с университетами, с отраслями, с органами власти. При этом фундаментальные научные исследования в основном проводятся специализированными неправительственными структурами, в том числе исследовательскими университетами (США), Обществом М. Планка (Германия), CNRS (Франция), Академией наук КНР», – отмечается в докладе РАН.