«Со стороны российского государства это стало бы предложением разумного компромисса, учитывающим современные реалии ведения электронного бизнеса – компромисса между необходимостью соблюдать законодательство РФ зарубежными IT-гигантами и их нежеланием связываться с открытием полноценных офисов в России», – считает заместитель генерального директора Института развития интернета Борис Едидин.
«Будет ли «цифровое представительство» иностранной IT-компании обладать всеми необходимыми полномочиями для взаимодействия с органами власти и регулятором, зависит от конструкции, которую разработают наши законодатели. Наверняка законодатели проработают этот вопрос, – полагает он. – Я надеюсь, что этот законопроект уже этой осенью будет разработан и выдвинут на обсуждение депутатов Госдумы».
Едидин напомнил, что простое открытие «физического» представительства само по себе еще не обеспечивает соблюдение российских законов в полном объеме. «В качестве примера можно привести Apple и Google, которые имеют офисы в России, но эти офисы не обладают никакими полномочиями по взаимодействию с российскими регуляторами и не принимают никаких юридически значимых решений. Поэтому лучше вести диалог онлайн, но с головной компанией», – считает эксперт.
Едидин отмечает, что многие виртуальные права, вплоть до виртуального гражданства, заложены в законодательства разных стран. Кроме того, в российской практике уже давно работает «личный кабинет налогоплательщика», реализованный ФНС. «Facebook* и тот же Google уже имеют такие зарегистрированные кабинеты, через которые платят у нас налоги», – напоминает Едидин. По его данным, сумма налогов, оплаченных компаниями через личные кабинеты налогоплательщика, за последние три года достигла 60 млрд рублей.
Чтобы власти смогли официально работать с виртуальными офисами зарубежных фирм, потребуется обновить закон об информации, возможно, и Гражданский кодекс, добавил эксперт. «Над этим сейчас и работают депутаты профильного комитета Госдумы совместно с Ассоциацией юристов России, которые и составили концепцию законопроекта», – отметил Едидин.
«Если же западные компании отвергнут даже условия такого компромисса, такое решение должно повлечь за собой жесткие меры наказания, – заявил замглавы Института развития интернета. – Нарушителям нужно максимально ограничить возможности получать деньги на территории России, то есть лишить их экономических стимулов работать в нашей стране».
Конкретизируя это предложение, эксперт перечислил ограничения для отечественных рекламодателей, которые сотрудничают с зарубежными IT-гигантами, запреты денежных трансферов через российские банки, которые проводятся в интересах этих компаний, и наконец – как крайняя мера – замедление и ухудшение трафика к ресурсам этих гигантов.
Напомним, как сообщал в конце сентября «Коммерсант», в Госдуме готовится законопроект, который может значительно повысить фиксированные штрафы и ввести штрафы от финансового оборота для зарубежных IT-компаний, не желающих соблюдать российское законодательство. Документ готовит группа экспертов во главе с председателем комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым.
Проект обещает ряд льгот для зарубежных бизнесменов, в частности возможность открытия в России не «физических», а виртуальных офисов. Кроме того – упрощение процедуры регистрации IT-компаний в РФ и налоговые льготы за создание совместных предприятий, в которых доля иностранного участия не будет превышать 20%.
Зато за отказ от сотрудничества с властями к нарушителям предполагается применять строгие финансовые санкции и даже замедление трафика сервисов в России, которое может быть введено по решению суда. Законопроект, как ожидается, внесут в парламент повестку еще в октябре.
Ранее газета ВЗГЛЯД уже писала о мерах противодействия правовому нигилизму западных IT-монстров, которые предложили эксперты в рамках Российского интернет-форума (РИФ). Речь шла, в частности, о необходимости локализации персональных данных пользователей зарубежных соцсетей и платформ в России.
Депутат Госдумы Антон Горелкин недавно написал в своем телеграм-канале о том, что «Фейсбук» и «Твиттер» уже пять лет игнорируют требования властей о переносе персональных данных россиян в Россию. «Этого времени более чем достаточно, чтобы организовать в РФ хранилище данных любого масштаба», – напоминает он.
Поскольку эти две соцсети «настроены по-прежнему не исполнять российские законы и не выплачивать штрафы», Горелкин призывает начать против них «операцию по принуждению к миру». «Нужно, чтобы все российские госкомпании и ведомства, от муниципальных до федеральных, перестали размещать в этих соцсетях рекламу. Этого требует банальный здравый смысл: наше государство не спонсирует нарушителей закона в других сферах деятельности, не надо делать исключение и для интернета. Когда топ-менеджеры заметят сокращение доходов в России, уверен, им захочется об этом поговорить», – подчеркнул депутат.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ