«В США тоже была конкуренция. Было две лаборатории – в ВМС и в армии. В армии руководил Вернер фон Браун, за которым тянулся хвост эсэсовца, и руководство США не хотело связывать свои успехи с ним. Право первого запуска было дано Военно-морскому флоту. Они 6 декабря (1958 года), вскоре после запуска первого нашего спутника Земли, запустили свой. Он разбился, и его в шутку переименовали не в спутник, а в «капутник» (капут)», – рассказал Зеленый на Королевских чтениях по космонавтике, передает РИА «Новости».
По его словам, власти США были вынуждены сделать ставку на фон Брауна, поскольку он остался единственным руководителем программы и не имел соперников. «Он получал все ресурсы, и в итоге он делал программу «Аполлон», – добавил ученый.
«У нас, к сожалению, все было не так, все было сложнее. ОКБ-1 возглавлял Сергей Павлович (Королев), ОКБ-52 – Владимир Николаевич Челомей. Они конкурировали друг с другом. У них были сложные отношения. Была третья сторона треугольника – академик (Валентин) Глушко... Все три были великими конструкторами, гениальными людьми, но их интерференция мешала делу, средства дублировались. В итоге получилось то, что получилось», – пояснил Зеленый.
По словам ученого, американские собеседники ему рассказали, что успех США был обоснован убийством президента Джона Кеннеди в 1963 году, поскольку из уважения к нему никто не стал закрывать лунный проект.
Зеленый также отметил, что наука до сих пор не знает, как именно сформировалась Луна.
«Как ни странно, за столько веков, когда человечество наблюдает с Земли, за последние 200–300 лет, когда наука развилась и стала достаточно серьезной, мы до сих пор не знаем, как образовалась Луна», – добавил он.
Зеленый рассказал о семи теориях, которые не могут полностью объяснить данные, которыми обладают исследователи.
Среди этих теорий есть гипотеза, что при формировании Земли от нее отделилась часть, из которой сформировалась Луна, гипотеза о захвате гравитацией Земли спутника, гипотеза формирования нескольких лун, объединившихся в одну, и гипотеза столкновения с Землей крупного тела.