По его словам, исходя из принятых на Украине законов и наложенных Киевом санкций, задержание «Механика Погодина» в Херсоне было бы полностью правомочным, если бы не один нюанс.
«Владельцем танкера является «ВЭБ-Лизинг», компания, которая действительно подпала под украинские санкции, а значит, все ее суда, не обязательно ходившие в Крым, могут быть задержаны. Но оператором «Механика Погодина» является совсем другая компания из Нижнего Новгорода. То есть это совершенно стандартная ситуация, когда владелец сдает свои суда в лизинг и несет за них минимальную ответственность. Он просто получает с них ренту, вот и все», – продолжает Войтенко.
«Тут не перестраховка, они правильно делают, зачем лезть на рожон? – говорит он, напомнив, что российских моряков, которые плавают и в Крым, и на Украину, уже не раз предупреждали, что они рискуют «вляпаться».
Кто победит в начатом поединке, Россия или Украина, он предсказать не берется. «Козыри есть у обеих стран, – продолжает эксперт. – На стороне Украины международные юридические институты, зато Россия фактически владеет почти всем Азовским морем». Следовательно, на его взгляд, украинские порты Бердянск и Мариуполь могут серьезно пострадать, если Москва закроет для украинцев Керченский пролив. «По факту Украина рискует сейчас Бердянском и Мариуполем», – подытожил Войтенко.
В среду вечером некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки на Украину в связи с задержанием в порту Херсона нефтетанкера под флагом России, сообщили источники в отрасли. Источники сообщают, что судовладельцы приостанавливают перевозки, даже не находясь под санкциями, из-за боязни потерять груз, сообщает Reuters. Позднее украинские СМИ сообщили, что российские военные закрыли для судоходства весь район Черного моря от мыса Тарханкут в Крыму до дельты Дуная.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин не исключает, что Россия в ответ на арест своего танкера в Херсоне заблокирует украинские порты на Азовском море.
«Мы видим, что украинские власти, видимо, взяли новую тактику и пытаются представить эту ситуацию вне правового поля. Они не предъявляют никаких претензий, делают вид, что никакого задержания нет. Но по факту свобода судоходства нарушена, наше судно не может покинуть порт, и это можно квалифицировать не иначе как арест», – сказал газете ВЗГЛЯД Лабин.
Согласно Конвенции по морскому праву, ограничение прав передвижения со стороны государства – владельца порта рассматривается как нарушение, считает Лабин.
«Конвенция предусматривает урегулирование споров путем обращения в трибунал по морскому праву, – продолжает эксперт. – Надо заметить, что большая часть дел, которая там рассматривается, как раз связана с арестом судов. Либо можно дипломатическим путем разрешить эту ситуацию, без обращения к арбитражно-судебным средствам, ведь они не такие гибкие, как дипломатические».
«Ну и не следует забывать, что международное право предусматривает такие действия, как зеркальный ответ», – оговорился эксперт, хотя это не значит, естественно, что Россия может так же без предъявления претензий арестовывать украинские суда.
«Но экономически отреагировать Россия имеет право, тем более что теперь Керченский пролив – это российские территориальные воды. Поэтому если там будет ограничено украинское судоходство, это будет ощутимо для Киева. Но это, конечно, крайнее средство. Проблему надо решать дипломатически и судебными мерами», – уверен эксперт.