«Во всех регионах, где сейчас проходят выборы, действуют наши рабочие группы по общественному контролю, по мониторингу избирательных прав граждан. Группы созданы на базе общественных палат соответствующих регионов», - рассказал Максим Григорьев, который сейчас участвует в онлайн-марафоне «Ночь выборов-2017».
В рабочие группы входит более 2 тысяч наблюдателей – членов региональных и районных общественных палат, сообщил собеседник.
«Первое, что можно констатировать: количество нарушений системного характера, и на уровне регионов в целом, и на уровне городов, практически на порядок меньше, чем на всех предыдущих выборах», - подчеркивает Григорьев, ссылаясь на данные своих коллег.
Фактически, все нарушения, которые замечены со стороны кандидатов, носят локальный характер, и связаны с нарушениями на выборах в муниципальные органы власти, отметил эксперт.
«Некоторое время назад мы обнародовали доклад с прогнозом явки, - напомнил Григорьев. – Я с удовольствием могу сказать: в подавляющем большинстве случаев наш прогноз явки (основанный на экспертном опросе наших рабочих групп, и, что более важно, на основе нашей электоральной истории региона, и результатов предыдущих выборов) оказался правильным».
По оценке собеседника, «мы ошиблись лишь в нескольких случаях». «И я очень рад, и с большим удовлетворением признаю, что я ошибся в случае Свердловской области, где результат – несколько больше, чем мы предполагали. И ошиблись в случае республики Бурятия, где уровень явки больше предполагавшегося – мы полагали, что будет меньше 40%, а показатель оказался больше». С другой стороны, в случае с выборами в Севастополе явка оказалась несколько меньше ожидавшихся 40%, отмечает Григорьев.
«Во всех остальных случаях, прогноз по явке оказался верен, по одной простой причине – он составлялся на основе экспертных оценок с учетом данных предыдущей явки в этом регионе», - резюмирует эксперт.
На уровень явки, как уже было сказано выше, повлияла «электоральная история региона», то есть готовность избирателей прийти на выборы. «Считают ли избиратели это своей обязанностью, привыкли ли к этому. Или же, они действуют как жители крупных городов. У нас есть пример Москвы, где в том числе есть молодежь, которая предпочитает не ходить на выборы», - констатировал Максим Григорьев.
Подобная модель поведения, по мнению эксперта, абсолютно соответствует международному опыту. «Ровно то же самое мы видим в европейских городах, на выборах в Европарламент. То же самое мы видим в Соединенных Штатах, где на прошлых выборах мэра Нью-Йорка явка была 24%», - отмечает Григорьев.