Генпрокуратура Украины отмечает, что решение о зачистке Иловайска приняли на фоне проведения предварительных успешных операций и для установления контроля над путями снабжения ополченцев. В дальнейшем планировалось окружить и захватить Донецк, передает УНИАН.
Утверждается также, что на время проведения операции пришлось и «масштабное вторжение российских войск»: в ночь на 24 августа 2014 года якобы прибыли 3,5 тыс. человек личного состава, 60 танков, 320 БМД (БМП), 60 пушек, 45 минометов, пять ПТРК.
Генпрокуратура утверждает, что силы ополченцев преобладали над украинскими и ВСУ оказались в окружении. После этого военное руководство «АТО» начало переговоры с российской стороной о безопасном выводе украинских военных из района Иловайска по согласованным маршрутам, а представители России якобы дали гарантию такого вывода. Также предлагалось в обмен на это передать России «захваченных в плен российских десантников».
«При указанных обстоятельствах совершено вероломное убийство 366 украинских воинов, 429 получили ранения различной степени тяжести, 300 попали в плен, Вооруженные силы Украины понесли значительные потери вооружения и военной техники на сумму почти 300 млн гривен», – отмечается в докладе ГПУ.
Генпрокуратура Украины сообщила о подозрении первого заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил России Николая Богдановского в совершении преступлений по статьям «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», «Ведение агрессивной войны», «Нарушение законов и обычаев войны, объединенное с умышленным убийством».
Утверждается, что именно Богдановский осуществлял командование «российскими войсками» во время «вторжения на территорию Украины» в августе 2014 года.
Отметим, что речь в договоренности шла о гарантиях выхода украинских силовиков без оружия и техники, однако ВСУ этого не сделали и попытались прорвать окружение.
При этом в докладе Генпрокуратуры указывается, что с российской техники были «сняты или замаскированы тактические знаки» и нанесены опознавательные пометки украинских подразделений, сообщает Lb.ua.
Следствие указывает на низкий уровень боеготовности и боеспособности ВСУ «в результате деструктивной деятельности властей в 2010–2014 годах», а также многочисленные факты дезертирства, самовольного оставления мест несения военной службы и невыполнения приказов личным составом во время боев за Иловайск. Также указывается на отдельные ошибки руководства «АТО» при планировании и проведении операций.
Однако несмотря на указанные ошибки, Генпрокуратура отказывается считать руководство «АТО» виновным в гибели военных и потере вооружения.
Москва неоднократно заявляла, что непричастна к событиям на Юго-Востоке Украины, не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис.
Ожесточенные боевые действия в районе Иловайска проходили в августе и начале сентября 2014 года, тогда украинским силовикам удалось овладеть частью города, однако позже они были окружены ополченцами. К началу сентября силы ДНР завершили ликвидацию «котла». При выходе из него ВСУ понесли потери: по официальным данным, 366 погибших, однако другие данные говорят о 459 погибших украинских силовиках.
При этом президент Украины Петр Порошенко называл силовиков, попавших в котел под Иловайском, героями, а те события пытались представить в стране как победу.