«В первую очередь, следует говорить не о завершении операции, а о завершении военных действий, включивших в себя серию различных воздушных операций и систематических боевых действий, - отметил первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков.
В понедельник президент России Владимир Путин в рамках визита на российскую авиабазу Хмеймим отдал приказ приступить к выводу российской группировки войск из Сирии. Наши военные возвращаются домой с победой, подчеркнул глава государства.
В минувшую среду Путин констатировал, что террористическая группировка «Исламское государство*» полностью разгромлена на обоих берегах Евфрата в Сирии.
Исходя из объема решенных огневых задач, наличного состава авиации и результативности (уничтожено около 60 тыс. боевиков), можно оценить проведенные боевые действия как весьма успешные, отмечает Сивков.
Собеседник также уточняет: речь идет не о полном выводе войск, но о сокращении группировки, находящейся в Сирии, в связи с тем, что активная фаза боевых действий завершена. Эксперт напомнил, что «Россия там остается».
Присутствие сохраняется в виде двух баз: это пункт маневренного базирования ВМФ в Тартусе, и база ВКС Хмеймим, напоминает Сивков. Применительно к базе Хмеймим, это «персонал охраны для обороны базы, необходимый персонал для технического обеспечения авиации, и собственно, определенная группа авиации».
«В Хмеймиме останется наша авиация: бомбардировщики, истребители, штурмовики, армейская авиация. Останется ПВО», - цитирует «Интерфакс» сообщение главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева. Кроме того, добавил сенатор теперь на первый план выходят инженерные войска. «Россияне принимают участие в разминировании территории страны. Думаю, к этой работе подключатся и другие страны ООН», - пояснил Бондарев.
По оценке Сивкова, предшествующие военные действия российской группировки в Сирии можно разделить на три основных периода.
«Первый этап охватывает начальные 6-7 месяцев (ноябрь 2015 – апрель-май 2016), когда авиация действовала главным образом по стратегическим резервам противника, по его тыловой инфраструктуре, и системам управления оперативно-стратегического звена», - указывает эксперт. Такие действия были обусловлены тем, что на тот момент не была налажена организация взаимодействия с сирийскими вооруженными силами, полагает Сивков.
По мнению собеседника,
«причина была очень проста – командный состав сирийских вооруженных сил вообще был не готов организовывать какое-либо взаимодействие
даже на тактическом уровне, не говоря уже про оперативный и оперативно-стратегический».
Второй этап по продолжительности можно «оценить в пределах 1,5 лет» - с весны 2016 по середину осени 2017, отмечает собеседник. «На этом этапе было налажено активное взаимодействие российской авиации с сирийскими войсками. ВКС сосредоточились главным образом на поддержке действий сирийской армии, а также на разрушении тыловых коммуникаций противника», - поясняет Сивков. Это связано с появлением наших специалистов – советников, чей вклад, по мнению эксперта, был решающим.
«Было восстановлено и налажено полноценное управление внутри структур сирийской армии, а также взаимодействие с ВКС России. Но сирийская армия по своему боевому потенциалу не настолько окрепла, чтобы смочь решать какие-либо значимые оперативные задачи», - отмечает Сивков. Поэтому необходимость огневой поддержки со стороны ВКС была очень актуальной, подчеркивает эксперт.
Наконец, третий, завершающий этап, характеризовался следующим: «ВКС перешли к действиям по тыловым объектам, главным образом по маневрирующим группировкам боевиков». На этом этапе в сирийской армии выявилось достаточно боеспособное ядро с подготовленным командным составом, отмечает Сивков. Благодаря отлаженной работе артиллерии, и ее взаимодействию с другими родами войск, снизилась потребность в непосредственной огневой поддержке российских ВКС на поле боя (хотя такая поддержка и сохранялась). В данном случае, большую роль сыграли российские вооружения, переданные сирийской артиллерии. «Россия передала Сирии эффективные средства ПВО, подготовила личный состав войск ПВО – что было продемонстрировано недавно, во время провального израильского удара по сирийским объектам в районе Дамаска».
Оснащение и подготовка сирийских вооруженных сил – это тот фактор, который «позволил нашей авиации перенести «центр тяжести» на «удары по коммуникациям боевиков (вынуждая их бежать), по тыловым складам и командным пунктам», - отмечает Сивков.
По прогнозу эксперта, подготовка армии Сирийской арабской республики достаточна для окончательного разгрома ИГ и других террористических группировок.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ