«Исходя из характеристик криптовалюты, мы допускаем, что она может быть и халяльной. Шариатские стандарты пока не охватывают данную тему, хотя в перспективе двух-трех лет могут быть разработаны», – цитирует Калимуллину ТАСС.
По ее словам, эта тема в настоящее время является очень популярной в российском исламском сообществе. В частности, на Северном Кавказе ее постоянно обсуждают на встречах исламских экономистов, а в Казани уже есть так называемый иткойн («ит» по-татарски «мясо», – прим. ВЗГЛЯД), привязанный к животноводческому бизнесу.
Калимуллина отметила, что в некоторых мусульманских станах недавно появились биржи для биткойнов. Например, BitOasis, основанная в ОАЭ и предлагающая услуги в Кувейте, Бахрейне и Саудовской Аравии, а также Bitcoin в Индонезии и Coinbox в Малайзии.
Главными особенностями криптовалюты, смущающими мусульман, являются отсутствие единого регулятора, майсир (высокая степень риска, – прим. ВЗГЛЯД) и гарар (неопределенности, – прим. ВЗГЛЯД), а также отсутствие обеспечения реальными активами и гарантиями государства.
Калимуллина отметила, что операции с биткойнами мусульманам не запрещаются.
«Необходимо принимать во внимание все сопутствующие риски и высокую вероятность наличия элементов гарар и майсир. Более того, не так давно в ОАЭ стали выпускать новую криптовалюту, обеспеченную золотом», – заявила Калимуллина.
Она подчеркнула, что для выработки единого подхода исламских ученых к данному вопросу требуется время.
Напомним, в ноябре 2016 года сообщалось, что Сбербанк планирует внедрение окон исламского банкинга в Татарстане, также возможна реализация проекта в Башкортостане.
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, создание специальных банковских счетов, которые позволят вкладывать средства только в разрешенные шариатом активы, может открыть России доступ к финансовому рынку в размере 3 трлн долларов, что крайне актуально в связи с западными санкциями.