«Для полета в Смоленск за штурвал сел пилот, не располагающий в полной мере полномочиями капитана», – передает ТАСС слова пилота в польском авиаблоге, ссылку на который распространил глава государственной комиссии республики по расследованию авиационных происшествий Мачей Ласек.
Там же был просто бардак: не было понятно, кто руководит, капитан не мог избавиться от гостей, самолет летел к земле в условиях видимости менее 100 метров
По словам Гжедзельского, командир экипажа после получения сообщения о видимости менее 100 метров должен был действовать по инструкции и уйти на запасной аэродром, а не дожидаться распоряжений от высокопоставленных пассажиров. Как известно из стенограмм, за 11 минут до крушения пилоту сообщили, что «президент еще не решил, что делать дальше».
«Капитан должен знать, что делать, и решать только ему. Он отвечает за жизни всех, кто находится на борту, а не пассажир, пусть даже и самый важный. Кабина должна быть абсолютно стерильной. Там же был просто бардак: не было понятно, кто руководит, капитан не мог избавиться от гостей, самолет летел к земле в условиях видимости менее 100 метров», – подчеркнул Гжедзельский.
Эксперт назвал «чистым самоубийством» тот факт, что глава экипажа проигнорировал сигналы системы предупреждения о сближении с землей TAWS. «Пилот хотел сесть любой ценой. Давление на него, не обязательно только на словах, было настолько сильным, что они столкнулись с землей на расстоянии 900 метров от начала полосы», – напомнил он.
Гжедзельский утверждает, что комиссия по расследованию авиапроисшествий, выяснявшая причины крушения непосредственно после трагедии, сделала все профессионально. «Если бы эту работу рассматривала лучшая американская комиссия NTSB (Национальный совет по безопасности на транспорте), результат был бы идентичным. Единственное – была бы снята какая-либо ответственность с диспетчеров на вышке», – указал он.
Накануне глава польской комиссии, расследующей авиакатастрофу, Вацлав Берчиньский сообщил, что Польша якобы нашла новые «доказательства» против российских диспетчеров в деле Ту-154.
В воскресенье журналист Цезарий Гмыз заявил, что обвинения против российских диспетчеров могут изменить с неумышленного на умышленное доведение до катастрофы.
7 сентября МИД Польши заявил о нежелании политизировать катастрофу Ту-154 под Смоленском.
Заявление МИДа о нежелании политизировать авиакатастрофу прямо противоречит заявлениям министра обороны Польши Антония Мачеревича. Так, 2 сентября тот пообещал в скором времени обнародовать «доказательства» того, что «целью действий российских диспетчеров и властей в Москве было крушение самолета с президентом Качиньским и целой делегацией на борту».
Более того, Мачеревич заявил, что правительство Дональда Туска сфальсифицировало отчет по авиакатастрофе под Смоленском. Как заявил экс-президент республики Бронислав Коморовский, Мачеревич, чтобы сохранить «политическую голову», должен доказать факт покушения при крушении президентского Ту-154М под Смоленском, но это «кажется маловероятным».
В свою очередь глава польского государства Анджей Дуда заявил, что авиакатастрофа стала следствием халатности и небрежности в управлении страной.
31 марта окружной суд Варшавы начал рассмотрение дела пяти польских чиновников, обвиняемых в невыполнении служебных обязанностей во время организации трагически завершившегося полета польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском.
В апреле 2015 года Следственный комитет России пришел к выводу, что вины российских диспетчеров в авиакатастрофе нет. СК и раньше комментировал ход уголовного дела примерно в том же ключе – что россияне не виноваты.