«Вопреки недоверию и попыткам сорвать то, о чем мы (Россия и США) договорились, мы смогли выработать пакет документов, их пять. Пакет документов, который позволяет наладить эффективную координацию в борьбе с терроризмом, расширить гуманитарный доступ нуждающемуся населению, прежде всего в Алеппо и позволяет укреплять режим прекращения боевых действий и все вместе создает условия для возобновления политического процесса, который уже давно топчется на месте», - сказал Лавров.
Конечно, нам не помогало очень глубокое отсутствие доверия между российскими и американскими партнерами
По его словам главным в достигнутых договоренностях станет «первым шагом будет переподтверждение режима прекращения боевых действий, мы сделаем все, чтобы стороны конфликта, на которые влияют Россия и США сделали такие шаги», передает РИА «Новости».
«Сначала на 48 часов с продлением еще на 48 часов и с тем чтобы выйти на постоянное соблюдение этого режима», - добавил Лавров.
«Также согласованы и уже вступают в силу процедуры реагирования на нарушения режима прекращения боевых действий. День Д, как сказал Джон (Керри), наступает 12 сентября. С этого момента пойдет отчет целому ряду шагов, которые будут предприниматься и в антитеррористическом контексте, и в контексте доставки гуманитарной помощи, и в том, что касается укрепления режима прекращения боевых действий», - сказал Лавров.
«После такого как режим (прекращения огня) будет функционировать семь дней, мы как сказал Джон создаем совместный исполнительный центр в котором военные и представители спецслужб России и США будут заниматься практическими вопросами - разграничение террористов и умеренной оппозиции и отделение умеренный оппозиции от террористов» - сказал Лавров.
«По террористам будут согласованы удары ВКС России и ВВС США, - приводит его слова ТАСС. - Мы согласовали районы, в которых такие удары будут скоординированы. И в этих районах будут работать только ВКС России и ВВС США».
#{smallinfographicleft=796350}По его словам, «сирийские военно-вооруженные силы будут работать в других районах, за пределами тех, которые выделены для российско-американского взаимодействия». Лавров отметил, что сирийское руководство согласно с этим.
«Мы сформировали очень солидный, предельно конкретный пакет документов. По причинам, о которых упомянул Джон, мы не можем делать эти документы публичными. Они содержат достаточно серьезную, чувствительную информацию, не хотим, чтобы она попадала в руки тех, кто будет наверняка пытаться сорвать выполнение предусмотренных мер и в рамках доставки гуманитарной помощи, и в других частях наших договоренностей»,- сказал Лавров.
«Конечно, нам не помогало очень глубокое отсутствие доверия между российскими и американскими партнерами именно в сирийском вопросе - но и не только в нем», - сказал Лавров.
По словам главы МИД России, даже сейчас имеет место как недоверие, так и желающие, «которые хотели сорвать нашу сегодняшнюю договоренность».
«Последний пример - и мы говорили об этом с Джоном (Керри) - это высокомерное объявление санкций накануне встреч наших президентов в Китае и, очередная точка, дополнительные санкции после их встречи накануне нашей сегодняшней встречи. Тем не менее, мы не из обидчивых, мы нашу позицию ясно излагаем и исходим из того, что урегулирование сирийского кризиса не та тема, на которой можно спекулировать - в отличие от некоторых», - подчеркнул Лавров.
«Хочу подчеркнуть, что задача разграничения террористов и умеренных оппозиционеров, и задача физического отделения на земле оппозиционеров от террористов закреплена в одобренном нами сегодня документе в качестве ключевого приоритета», - сказал он.
Лавров считает, что попытки выставить одну из групп сирийской оппозиции, в частности - Высший комитет по переговорам (ВКП), в качестве единственного легитимного оппозиционного представителя противоречат ранее достигнутым договоренностям.
«Мы видим такие настроения, считаем, что они в корне противоречат тому, о чем договорились в рамках Международной группы поддержки Сирии под российским и американским председательством, и тому, о чем договорились в резолюциях Совета Безопасности ООН», - сказал он.
#{smallinfographicleft=784692}«Мы получаем угрозы для гуманитарных конвоев от оппозиционеров, которые окопались в Алеппо», - сказал Лавров.
«Я очень рад, что Джон (Керри) произнес важную вещь. Он сказал, что США твердо намерены бороться с «Ан-Нусрой» и что те, кто считает, что борьба с «Ан-Нусрой» - это уступка России, глубоко заблуждаются. Это важная констатация, потому что очень многие подозревали, что США на самом деле не очень-то горят желанием с «Ан-Нусрой» бороться, а берегут ее на случай, если придется использовать так называемый план «Б» для свержения режима. И сегодняшнее заявление Джона я горячо приветствую», - сказал он.
«Мы и США обязуемся делать все, что от нас зависит, для того, чтобы все стороны, кого это касается, соблюдали содержащиеся в наших документах договоренности. Как я уже сказал, сирийское руководство ознакомлено нами с этими договоренностями», - заявил Лавров.
«Это не конец пути, это самое начало наших новых отношений. Мы будем надеяться, что все те, кому искренне дорог мир, кому дорого сирийское, многонациональное, многоконфессиональное государство, поддержат нашу договоренность», - сказал он.
«Рассчитываем на теснейшее сотрудничество с нашими друзьями из ООН, со Стаффаном де Мистурой и его командой, потому что мы убеждены, что с началом выполнения этих договоренностей создадутся благоприятные условия для возобновления межсирийских переговоров о политическом урегулировании. Мы всячески поощряем Стаффана де Мистуру и его команду к тому, чтобы они воспользовались этим моментом», - сказал Лавров.
Отвечая на вопрос о перспективах реализации достигнутых договоренностей, министр отметил, что «стопроцентной гарантии никто дать не может».
«Много игроков вовлечены в эту головоломку», - сказал Лавров.
«Однако то, что мы смогли создать Международную группу поддержки Сирии (МГПС), в которой представлены все без исключения страны, которые влияют на эту ситуацию так или иначе, включая упомянутые вами Саудовскую Аравию и Иран - это я считаю большим достижением», - заявил Лавров.
«Другое дело, что возможностями этой группы нужно пользоваться взвешенно и избегать ситуаций, когда просто собираешь всех участников и это выливается в достаточно эмоциональную дискуссию. Все нужно готовить заранее, готовить тщательно» - констатировал российский министр.
Он отметил, что «те документы, которые мы сегодня одобрили… мы должны будем представить их основное содержание и в МГПС, и пробрифинговать СБ ООН, рассчитывая на поддержку этих структур».
«Эта работа была проделана не зря, благодарим американскую делегацию», - сказал министр.
Он также отметил, что завершена работа, данная по поручению президентов двух стран в феврале этого года.
«Мы (Лавров и Керри) были в постоянном контакте - как по телефону, так и очно», - отметил Лавров.
«Как вы помните, по началу год назад наше предложение наладить координацию встретило достаточно прохладную реакцию наших американских коллег, которые были готовы только на процедуры, позволяющие избежать непредвиденных инцидентов, - напомнил глава российского дипведомства. - Но, как я уже сказал, в феврале этого года президенты в разговоре вышли с инициативой сделать дополнительные усилия прежде всего с тем, чтобы обеспечить устойчивое прекращение боевых действий».
«На этой основе состоялась серия встреч, кульминация состоялась сегодня ночью», - добавил Лавров.
«Скорейшее начало (межсирийских) переговоров - это не вопрос, который могут решить США, это требование Совета Безопасности ООН. Резолюция 2254 гласит, что переговоры должны быть инклюзивными с участием все сирийских сторон, в частности, группы, которые были сформированы на встречах в Москве, в Каире, Эр-Рияде. Поэтому здесь мандат от СБ ООН предельно четкий, и ООН, конечно, должна этот мандат соблюдать, обеспечив инклюзивность межсирийских переговоров, которые, мы надеемся, возобновятся в самое ближайшее время в Женеве», - сказал Лавров.
Напомним, госсекретарь США Джон Керри также озвучил договоренности России и США по Сирии.