«Газпром, как мне вчера только доложил председатель правления Газпрома Алексей Миллер, изучает возможности осуществить предложение, сделать оферту любым другим партнерам – и польским, и европейским – приобретать сегодняшние объемы для Польши на белорусско-польской границе после окончания контракта, заключив новый контракт на 10–15 лет», – сказал Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, передает РИА «Новости».
«Это могут быть и польские компании, и немецкие, и австрийские, итальянские, французские, нам все равно. Кто-нибудь да купит. Если нет, то будем искать другие рынки, ничего страшного. Может, израильтяне купят и будут продавать этот газ в Польше», – добавил президент.
Отвечая на вопрос о намерении Польши отказаться от газа из России после завершения контракта, Путин сказал: «Что касается отказа Польши от нашего газа после завершения контракта, наши партнеры – участники экономической деятельности на корпоративном уровне – пока ни от чего не отказывались. Но заявление, о котором вы говорите, было сделано чиновником высокого уровня правительства, и компания, которая у нас закупает, государственная, поэтому мы исходим из того, что это возможно».
Несмотря на все разговоры об отказе от российского газа, поставки в Европу только растут. Так, в 2015 году они выросли на 8% (в Европу и Турцию), до 159,4 млрд кубометров. При этом Польша в этом объеме занимает небольшую долю – туда поставляется лишь 9,1 млрд кубометров российского газа (данные за 2014 год). В этом году Газпром намерен увеличить поставки в Европу до 162,6 млрд кубометров, что на 1 млрд кубов больше, чем в 2013 году. Уже в первом квартале этого года Газпром показал резкий рост поставок в дальнее зарубежье на 28,6% – до 44,4 млрд кубометров. В 2017 году по плану в Европу и Турцию Газпром поставит уже 166,1 млрд, в 2018-м – 166,3 млрд кубометров голубого топлива.
Европейские страны закупают дорогой сжиженный природный газ в убыток себе только ради того, чтобы снизить долю Газпрома на своем рынке. Однако это получается пока плохо. С 2010 по 2014 год Газпром увеличил свою долю на рынке ЕС с 23% до 30%, говорил глава Газпрома Алексей Миллер. «Добыча газа в Европе падает, битву за сжиженный природный газ она проиграла, да и спотовая близорукость негативно отразится на ее среднесрочном и долгосрочном планировании», – отмечал Миллер.
Более того, сами европейские эксперты делали вывод, что в ближайшие два–три года доля Газпрома на европейском рынке как минимум сохранится. Об этом говорится в последнем исследовании организации «Европейский геополитический форум» со штаб-квартирой в Брюсселе.
Авторы доклада указывают, что в ближайшие годы спрос на газ в Европе расти не будет на фоне отсутствия экономического роста. Однако и новых поставщиков – в первую очередь сжиженного природного газа – стоит ждать не ранее 2016–2020 годов. С точки зрения спроса и предложения в ближайшие два–три года ситуация для Газпрома «перспективная и многообещающая», указывали европейские эксперты в 2015 году.
Конкурентами Газпрома в Европе, говорят они, будут в основном Норвегия, которая снижает добычу топлива, а также Алжир и Египет, у которых есть для Европы лишь совсем небольшие объемы СПГ. Американский СПГ также не в состоянии подвинуть позиции Газпрома в Европе.
Наконец, Газпром активно работает над диверсификацией поставок газа в Китай. Для этого должны быть построены трубопроводы «Сила Сибири» (восточный маршрут) и «Сила Сибири – 2» (бывшая труба «Алтай», западный маршрут). Рассматривается также третий маршрут поставок газа в Китай – дальневосточный, «Сила Сибири – 3».
1 апреля 2015 года в Газпроме сообщали о старте строительства газопровода «Сила Сибири». 1 сентября 2014 года президент России Владимир Путин принял участие в церемонии, посвященной соединению первого звена газопровода «Сила Сибири», по которому газ будет поступать на российский Дальний Восток и на экспорт в Китай. Договоры по западному или дальневосточному маршруту пока не подписаны, переговоры ведутся.
Поставки в Китай снижают зависимость Газпрома от необходимости продавать газ только в Европу. Если Россия получит альтернативу европейскому газовому рынку в виде китайского, то ослабить ее путем выдворения из Европы уже не получится.