Итальянский акционер проекта SSJ 100 Leonardo-Finmeccanica может кардинально пересмотреть масштаб участия в программе, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на несколько осведомленных источников.
После докапитализации Россией в марте 2015 года доли Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в совместном с итальянцами предприятии АО «Гражданские самолеты Сухого» на сумму 100 млрд рублей доля Leonardo-Finmeccanica в ГСС (исходно составляла 25%) сохранится только при условии внесения эквивалентного денежного вклада, рассказали источники издания.
Но, по словам одного из источников, итальянский акционер отказался от внесения денежных средств, эквивалентных объему господдержки, «исходя из стратегии нового руководства компании по выходу из нерентабельных бизнес-проектов». В рамках этого в 2015 году Finmeccanica продала часть железнодорожных активов (40% акций Ansaldo STS и 100% Ansaldo Breda японской Hitachi за 809 млн евро).
То, что изменения в объеме участия итальянской стороны в проекте неизбежны, стало понятно еще в середине 2014 года, когда акционеры ГСС решили провести допэмиссию акций на 36,5 млрд рублей в пользу ОАО «Сухой» (дочерняя компания ОАК, владеющая российской долей в ГСС). Итальянские партнеры не были готовы к докапитализации, но в итоге подписали соглашение о сохранении участия в проекте, сообщает издание.
В материалах ОАК о кредитной линии Сбербанка на 600 млн долларов говорилось, что в июне 2014 года «Сухой» заключил акционерное соглашение, по которому итальянцы должны внести в капитал ГСС не менее 390 млн долларов до конца 2017 года. Поступление этого взноса являлось одной из ковенант ГСС по кредиту банка. После того как «Сухой» выкупил допэмиссию ГСС, Finmeccanica сократила изначальную долю в уставном капитале компании с 25% до 5,9% в четвертом квартале 2014 года. В отчетности ГСС по МСФО за 2015 год говорится, что «Сухому» принадлежит 94,4% акций, а World Wings (дочерняя структура Alenia, входит в Finmeccanica) – 5,5%.
Параллельно, по словам источников, российская сторона рассматривала различные варианты структурирования сделки с учетом действия санкций в отношении ОАК. Например, был вариант выкупа у итальянцев их доли в 51% в Super Jet International (SJI, занимается продажей, кастомизацией и поставками SSJ 100 на основных зарубежных рынках). Но тогда, говорит источник, возникал риск, что европейские банки из-за санкций не смогут финансировать SJI.
Теперь российская и итальянская стороны должны пересмотреть ранее заключенное акционерное соглашение по ГСС, сократив долю итальянцев. По словам одного из источников, сейчас основной вариант связан с «сохранением партнерских отношений с итальянским концерном, но с меньшей долей его участия».
По предварительным договоренностям, говорит источник, близкий к правительству, Finmeccanica оставляет структурам ОАК весь оставшийся пакет в ГСС и 41% из своей доли в SJI, сохранив лишь 10% в SJI (с возможностью последующего выкупа этой доли структурами ОАК). При этом российская сторона через компанию «Сухой» должна будет вернуть накопленный долг ГСС и SJI перед Finmeccanica – около 135 млн евро на конец 2015 года. Кроме того, ОАК должна будет оплатить остаток разработки интерьера самолета в рамках действующего контракта с ГСС – 16 млн евро, покрыть расходы в 8 млн евро на сокращение персонала SJI.
В результате управление программой SSJ 100, ГСС и SJI будет консолидировано у российского акционера. Но собеседники издания уверяют, что, несмотря на измененный формат взаимодействия, сотрудничество с Leonardo-Finmeccanica сохранится по всем ключевым направлениям: поставки самолетов под сертификатом EASA, производство интерьеров, совместные продажи и послепродажное обслуживание.
Напомним, накануне иранский министр промышленности и торговли Мохаммад Реза Нематзаде заявил, что Иран заинтересован в совместном с Россией производстве самолетов Sukhoi Superjet 100, по этому поводу уже идут переговоры.
Sukhoi Superjet 100 – российский ближнемагистральный пассажирский лайнер. Первый полет совершил в мае 2008 года, запущен в коммерческую эксплуатацию в 2011 году. Крупнейшим эксплуатантом этих самолетов в России является «Аэрофлот». Самолет рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до примерно 4,4 тыс. километров. Каталожная стоимость лайнера в базовой версии составляет 36 млн долларов.