«Россия имеет квоту примерно в 20 полетов в год. Они использовали три–четыре из них за последние пару лет. Мы летаем гораздо чаще над территорией Российской Федерации с нашими союзниками и партнерами в Европе, чем они (Россия) летают над США», – сказала она, передает ТАСС.
Гетемюллер заметила, что сейчас «мы видим конец использования пленочных камер». «С целью продолжения реализации договора его участники рассматривают применение цифровых камер. Мы сами намерены использовать цифровые камеры в будущем», – добавила она. Замгоссекретаря также отметила, что запрос России «абсолютно соответствует договору».
Дипломат при этом заверила сенаторов, что если США не хотят, чтобы что-то попадало в объектив российских камер, Вашингтон может «применять меры по смягчению последствий».
2 марта директор разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США Винсент Стюарт заявил, что у России есть аппаратура, которая позволяет собирать ключевые разведданные об инфраструктуре и возможностях США, что дает Москве «значительное преимущество».
Стюарт заговорил о возможностях российской разведки после вопроса о Договоре об открытом небе, обеспокоенность условиями которого высказывалась ранее. Тогда глава стратегического командования вооруженных сил США Сесил Хейни заявил, что российская авиация улучшила возможности наблюдения, что по условиям Договора по открытому небу позволяет России осуществлять более пристальный надзор за США и другими странами.
Однако, как писала газета ВЗГЛЯД, заявления американских военных по данному поводу не имеют никакого отношения к реальным разведывательным возможностям России.
Дискуссии вокруг применения ДОН разгорелись после обращения России к Консультативной комиссии по открытому небу, действующей при штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Вене, за сертификацией Ту-154, на котором установлен цифровой электрооптический сенсор. Как заявил представитель американского Госдепартамента, США намерены с привлечением технических специалистов и юристов изучать вопрос о том, может ли российский Ту-154 использовать эту аппаратуру при совершении наблюдательных полетов.
Договор по открытому небу был подписан в 1992 году. В нем участвуют 34 государства. Наблюдательные полеты совершаются над Россией, США, Канадой, странами Европы. Основные задачи «открытого неба» – развитие открытости, содействие наблюдению за выполнением соглашений в области контроля над вооружениями, расширение возможностей по предотвращению кризисов и урегулированию кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ и других международных организаций.