«Сейчас часто раздаются предложения, что ЦБ отпустил курс в свободное плавание, но если рубль начнет укрепляться, цена на нефть начнет расти, надо, чтобы Центральный банк избежал укрепления рубля, потому что слабый рубль благоприятен для нашей экономики, и нужно поддерживать слабый валютный курс, чтобы поддерживать наших экспортеров, чтобы помочь бюджету и так далее… Полтора года назад мы, наоборот, слышали, что нужно удержать курс от падения, потому что девальвация - это плохо. Настроения постоянно меняются», - сказала Набиуллина.
Это путь к долларизации российской экономики
«Мы в Центральном банке считаем политику управления курсом несостоятельной. Нельзя в нынешних условиях управлять курсом либо в ту, либо в другую сторону. Мы убеждены, что курс должен остаться плавающим», - приводит ее слова РИА «Новости».
Набиуллина отметила, что даже если ЦБ и выйдет на рынок, он может влиять только на номинальный валютный курс, а не на реальный. Она отметила, что на реальный валютный курс влияет бюджетное правило, которое позволяет меньше ослабляться курсу, когда падает цена на нефть в реальном выражении, и наоборот.
«Реальный валютный курс - это тот курс, который поправлен на инфляцию. А для бизнеса как раз важен реальный курс. Важно то, как цены на товары, производимые нашим бизнесом, соотносятся с ценами на товары, производимые за рубежом. И это отражает как раз реальный валютный курс. Для бюджета тоже важна реальная покупательная способность дохода, а не номинальная», - добавила Набиуллина.
#{smallinfographicleft=765507}«На реальный валютный курс Центральный банк повлиять практически не может. Мы можем повлиять на номинальный курс, когда мы осуществляем интервенции. Если мы осуществляем интервенции, то это очень быстро скажется на инфляции. Осуществляя интервенции, покупая доллары, мы эмитируем рубли дополнительные, и это сказывается на инфляции. В результате реальный курс достаточно быстро возвращается к первоначальным значениям», - указала она.
«Если Центральный банк будет упорствовать и пытаться еще повлиять на номинальный курс, это будет дополнительный всплеск инфляции. И так раскручивается инфляционная спираль. Этого нельзя допустить», - заявила Набиуллина.
Во-вторых, как отметила глава ЦБ, рыночный курс балансирует интересы разных предприятий - тех, которым может быть выгоден слабый рубль, и тех, кто, напротив, хочет укрепления рубля.
«Почему, как мы считаем, неправильно влиять на курс рубля? Балансирование интересов проходит только на базе рыночного курса», - сказала она.
По результатам опроса, который проводил ЦБ, ясно то, что, несмотря на разные интересы, все предприниматели хотят видеть стабильный курс рубля.
«В чем все заинтересованы - это в более стабильном курсе, чтобы он не ходил туда-сюда, вверх-вниз. То, что мы проводим такую политику таргетирования и через процентные ставки влияем косвенно на валютный курс, это привело к тому, что валютный курс у нас меньше колеблется, чем цены на нефть, хотя экономика продолжает зависеть от цен на нефть», - добавила она.
«Но стабильный курс, реально стабильный курс мы получим только тогда, когда у нас будет более диверсифицированная экономика, когда мы не будем зависеть от экспорта узкой группы товаров, которые влияют на потоки валюты в страну. К этому надо идти», - отметила она.
Пока курс нестабильный, изменчивый, предприятия могут пользоваться инструментами хеджирования валютных рисков, отметила Набиуллина.
«Они (инструменты) начинают развиваться, раньше на них потребности не было, курс управлялся ЦБ», - сказала она.
«Еще один аргумент, почему нельзя управлять курсом, например, избежать его укрепления. Как только граждане и бизнес поймут, что Центральный банк не позволяет курсу укрепляться, что курс может двигаться только в одну сторону - только ослабляться, как вы думаете, в чем люди будут держать свои сбережения? Естественно, что они будут держать в долларах… Это путь к долларизации российской экономики», - отметила глава ЦБ.
Она также прокомментировала низкую безработицу в России: «У нас спад производства и достаточно низкая безработица, эффективных свободных мощностей не очень много. Безработица низкая, потому что ... низкая производительность труда. У нас огромный потенциал, чтобы повышать производительность труда», - передает ТАСС.
Набиуллина пояснила, что, когда в стране есть свободные мощности и свободная рабочая сила, снижение кредитных ставок будет приводить не к росту инфляции, а к росту производства.
«Потенциальный рост - это тот рост, который страна может обеспечить, полностью загрузив рабочую силу, которая имеется в нынешней квалификации, и загрузив свободные мощности в данной структуре экономики», - уточнила глава ЦБ.
По ее словам, показатель потенциального роста российской экономики составляет «около 1-1,5%, может быть, около 2%, но не более».
«Конечно, эти темпы роста очень низкие с точки зрения того, чтобы обеспечить повышение уровня жизни населения, и для того, чтобы наша экономика занимала достойное место и в мировой экономике. Нам нужны более высокие темпы роста, а это опять структурные изменения», - подчеркнула Набиуллина.
По данным Росстата, численность безработных в России в августе 2016 года составила 4 млн человек, или 5,2% экономически активного населения. Для сравнения, в прошлом году безработица в США составила 5,3%, во Франции - 10,4%, в Канаде - 6,9%.
Напомним, Набиуллина заявила, что старая модель экономического роста России исчерпана.