Согласно документу, НКО (кроме политической партии) признается участвующей в политической деятельности на территории России, если она «независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах», осуществляет «деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя России, федеративного устройства, обеспечения суверенитета и территориальной целостности России, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина», если она ведется «в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия», передает РИА «Новости».
НКО признается участвующей в политической деятельности России, если она осуществляет деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя страны
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. К ним относятся участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений.
Также политическая деятельность НКО подразумевается в форме участия «в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума», а также «в деятельности политических партий».
Кроме того, под политической деятельностью НКО предлагается понимать «публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», равно как и «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики».
Помимо этого, в качестве форм политической деятельности предлагается признать «осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований», вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность и ее финансирование.
Отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни.
Не подпадает под нее и деятельность в сфере физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также «деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества» при ряде условий.
В декабре президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию предложил запустить спецпрограмму президентских грантов для некоммерческих организаций в малых городах и селах. Также он предложил ввести новый статус для социальных НКО – «исполнитель общественно полезных услуг».
Глава государства также поручал до конца года решить вопрос об уточнении понятия политической деятельности НКО в России.
В ноябре Путин предложил создать специальную группусоциальных некоммерческих организаций и открыть для них доступ к госфинансам, направляемых на социальную сферу.
Напомним, вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента.
В 2014 году Минюсту разрешили самостоятельно включать НКО в реестр «иностранных агентов».