«Мне довелось читать в российской прессе некоторые ошибочные толкования инициативы Франции по ограничению использования права вето в Совете Безопасности (СБ) ООН: якобы цель этой инициативы - отмена использования права вето в СБ, что подрывает Устав ООН и международный порядок. Это никоим образом не соответствует нашим стремлениям. Они, напротив, нацелены на повышение эффективности деятельности ООН в интересах мира и международной безопасности», - приводит его слова «Коммерсант».
Моя страна никогда не оспаривала это основополагающее право
Посол напомнил, что «Франция вместе с Великобританией, США, Китаем и Россией - постоянный член Совета Безопасности с момента его создания» и «обладает тем, что обычно называют правом вето, которое позволяет ей блокировать принятие любой резолюции».
По его словам, «Франция умеренно пользовалась этим правом, прибегая к нему лишь в случае крайней необходимости, то есть редко».
«Моя страна никогда не оспаривала это основополагающее право. Однако в то же время она считает, что в связи с увеличением количества конфликтов, которые влекут за собой все большее число жертв среди мирного населения, в частности женщин и детей, это право не может быть привилегией, которая используется безоговорочно», - заявил Рипер.
«Право вето накладывает обязательства на тех, кто им обладает. Право вето предполагает определенные обязанности и особую ответственность. Право вето не должно стать инструментом, позволяющим парализовать усилия по предотвращению и урегулированию конфликтов», - заявил он.
Рипер указывает на необходимость действовать быстро в связи с ситуацией в Сирии и Африке.
По его словам Франция предлагает, чтобы пять постоянных членов СБ ООН договорились о неиспользовании своего права вето в случае необходимости пресечения массовых преступлений.
«Это коллективное и добровольное обязательство постоянных членов, которое не требует внесения изменений в устав, будет применяться исключительно в случае серьезных и массовых посягательств на человеческую жизнь: геноцид, преступления против человечности, широкомасштабные военные преступления», - заявил Рипер.
«Кто может установить факт наличия такого рода преступлений? По нашему мнению (и этот вопрос открыт для обсуждения), такой ответственностью может обладать генеральный секретарь ООН в силу обязанностей, которыми его наделяет устав на основании заключения, например, верховного комиссара ООН по правам человека и в результате требования некоторого количества государств-членов, к примеру 50, представляющих географическое разнообразие ООН», - пояснил он.
«Тем не менее, будучи реалистами, мы осознаем, какие трудности вызывает этот проект. Именно поэтому Франция предложила совместно с Мексикой, чтобы это положение не применялось в случаях, если будут напрямую задеты жизненно важные интересы одного из постоянных членов СБ», - заявил Рипер.
Он отметил, что «эту инициативу уже поддерживают несколько десятков государств-членов ООН, к нам присоединяется все больше и больше стран».
В сентябре постпред России при Всемирной организации Виталий Чуркин заявил, что ООН пока испытывает разногласия по ключевым моментам реформирования и далека от универсальной формулы расширения Совета безопасности.
Напомним, Россия считает необходимым сохранить право вето за пятью постоянными членами Совета безопасности ООН.