Он отметил, что секретариат ООН в августе прошлого года изменил порядок проведения торгов на предоставление авиауслуг для миротворческих операций ООН, когда был опробован «пилотный» проект по закупке авиауслуг на основе новой методологии. «Итоги были подведены на конференции, которую Организация провела для заинтересованных авиакомпаний 17 апреля», — приводит РИА «Новости» слова Чуркина.
Главное отличие новой схемы, по его словам, в требованиях, предъявляемых поставщикам. «Если раньше одним из основных факторов была наименьшая цена при соответствии воздушного судна предъявляемым требованиям, то сейчас ООН стала опираться на множество технических критериев, полный перечень которых не был опубликован до проведения торгов. К сожалению, это не позволило многим поставщикам, в том числе, российским, эффективно строить свои коммерческие предложения и конкурировать за контракты», — сказал Чуркин в беседе с журналистами.
Основным недостатком российский постпред назвал «отсутствие открытости в процессе отбора Секретариатом коммерческих предложений».
«Если раньше проблем с опубликованием информации о ценовых параметрах и типах воздушных судов, предлагаемых победителем торгов, не было, то теперь она становится достоянием гласности с большой задержкой. Вразумительного объяснения причин такого подхода в ходе конференции не прозвучало. Полагаем, что такая скрытность не отвечает одному из главных принципов закупочной деятельности Организации — транспарентности», — отметил Чуркин.
Таким образом, он отметил, что замедляется процедура отбора поставщиков авиауслуг, и, соответственно, сроки заключения контрактов, что критически важно для миротворческой деятельности ООН, когда транспортировка людей и грузов зависит от наличия авиатехники. Данный факт, по его словам, признают и представители ООН.
Новая модель, по мнению российского дипломата, отразится на взносах всех стран в миротворческие бюджеты ООН. «Секретариат признает, что финансовые последствия ее внедрения нуждаются в дополнительном анализе и вовсе необязательно приведут к экономии бюджетных средств», -сказал постпред РФ. Сейчас, по его словам, расходы ООН на авиауслуги составляют 773 млн долларов США из 3,2 млрд долларов на все закупки.
Чуркин рассказал, что в «пилотном» проекте победили компании из США и ЮАР. «Американская компания предоставила вертолет, выпущенный аж 45 лет назад. Общая стоимость присужденного ей двухгодичного контракта на 13 млн долларов США составила сумму едва ли не вдвое большую, чем затраты на аналогичную авиатехнику на предыдущих торгах. Нам не донца понятно, чем обосновано такое решение», — заявил Чуркин.
Он отметил, что секретариат ООН ссылается на более экономичные авиадвигатели и более дешевое обслуживание, что, по его мнению, вряд ли может оправдать «многомиллионную разницу в цене победившего вертолета. Немаловажный вопрос — насколько безопасно летать на такой «раритетной» авиатехнике».
Вопросов к новой методологии закупок и у компаний, и государств-членов остается немало, подчеркнул Чуркин. «Секретариату предстоит провести серьезную работу над тем, чтобы снять эти озабоченности и обеспечить полное соответствие параметров применения этой модели основным принципам закупочной деятельности ООН», — заявил он.