Как отметил американский военачальник, выступая на встрече с журналистами, применение в США РД-180 в будущем «для космических запусков в целях обеспечения национальной безопасности более не находится на столе (не рассматривается)», передает ТАСС.
Мы предложили Конгрессу текст, который по существу проведет нас через период 2018-2022 годов
Однако, по его словам, «использование РД-180 в любых других целях - гражданских, коммерческих, а также его применение НАСА» по-прежнему допускается.
«Поэтому есть ряд организаций, которые изучают такие варианты действий. Только ВВС Конгресс (США) сказал «нет», - подчеркнул американский военачальник.
«Этого (применения в США РД-180 для запуска спутников Пентагона и американской разведки) не хотела и ваша страна», - добавил Хайтен, обращаясь к российским журналистам.
«Однако, в настоящее время нет ограничений в отношении НАСА, коммерческих или гражданских (институтов в США) для заключения каких бы то ни было деловых договоренностей (по дальнейшему применению РД-180)», - подытожил Хайтен.
Пентагон также официально попросил Конгресс внести поправки в принятое в минувшем декабре законодательство, требующее, чтобы ВВС перешли с 2019 года на использование американского ракетного двигателя вместо РД-180.
Американское военное ведомство фактически настаивает на том, чтобы законодательная ветвь власти США продлила на четыре года крайний срок эксплуатации РД-180 Пентагоном, пояснил генерал.
По его словам, «мы предложили Конгрессу текст, который по существу проведет нас через период 2018-2022 годов».
«Мы попросили Конгресс изменить текст» закона, чтобы позволить американской компании United Launch Alliance все же воспользоваться контрактом на приобретение РД-180 в России, «который был не полностью оплачен» на момент начала дебатов в Вашингтоне по поводу дальнейшего использования данного двигателя Пентагоном, отметил Хайтен.
В соответствии с его прогнозом, разрешение сдвинуть дату окончания применения РД-180 в США в военных целях на 2022 год позволило бы решить проблему создания собственного двигателя и его совмещения с ракетой-носителем. Пентагон «не запрашивает дальнейших продлений,.. потому что на том этапе (в 2022 году) промышленность должна стать конкурентоспособной, коммерческой и американской», то есть иметь отечественную разработку вместо РД-180, подчеркнул глава Космического командования ВВС.
При этом он рассказал, что после консультаций с юристами в Пентагоне было принято решение добиваться именно принятия Конгрессом поправки к закону, касающемуся РД-180.
Было решено, что использование министром обороны США механизма экстренного обхода запрета на применение РД-180 после 2018 года в свете неотложных потребностей национальной безопасности «может оказаться недостаточно своевременным», признал генерал.
Хайтен не отрицал, что конструирование американского двигателя, его сопряжение с носителем и переход к их использованию будут чрезвычайно сложными задачами, причем не только с технической, но и юридической точки зрения.
Во-первых, производство мощных ракетных двигателей на керосине успешно освоила только Россия, констатировал специалист. А ракетная силовая установка на метане, которую хочет создать ULA, пока далека от нужного конечного продукта.
Во-вторых, в контракте ВВС с фирмой или фирмами, которые, как ожидается, создадут двигатель на замену РД-180, придется фиксировать такие юридически непростые моменты, как процедура совместных действий в случае аварий, указал генерал.
Согласно изложенной им информации, это, в частности, означает, что следует решать вопрос о том, кому, как и насколько быстро предстоит принимать решение о возобновлении эксплуатации двигателя после возможных нештатных ситуаций.
Между тем, имеющийся опыт показывает, что в случае таких инцидентов ракетные пуски прерываются примерно на один год, информировал Хайтен. Соответственно, уточнил он, остается открытым вопрос о том, как это сможет пережить частная компания, которая станет подрядчиком ВВС в осуществлении орбитальных запусков.