Он находится в Греции в связи с началом инспекции ряда сельхозпредприятий, желающих начать поставки продукции в Россию сразу после отмены запрета.
«[Россия] не позволит – прошло достаточно много времени, ситуация изменилась, в том числе в отношении болезней, в отношении контроля самих предприятий, рынок изменился очень глубоко. И, конечно же, мы не сможем возобновить автоматически поставки с тех предприятий, которые были до введения наших ограничительных мер», – сказал Алексеенко, передает РИА «Новости».
«Это будет абсолютно новый реестр предприятий, и они будут проверяться Россельхознадзором и компетентными службами других стран Евразийского экономического союза», – сообщил он, не исключив, что это может затянуться на долгие месяцы.
«Но нас это не так волнует, потому что, во-первых, мы создали систему обеспечения безопасности продукции, которая приходит из новых стран. Это процесс начался достаточно давно. В конце 1990-х годов на нашем рынке доминировали два региона – это Северная Америка, прежде всего США, и Евросоюз. Мы стали ломать эту систему, потому что диктат каких-то групп стран неприемлем. Это и уровень цен, и все остальное. Поэтому мы открыли поставки из Латинской Америки. Ситуация изменилась в лучшую сторону, наши импортеры получили большую свободу выбора, большую свободу торговаться, устанавливать более справедливые цены», – сказал Алексеенко.
По его словам, после введения ответных экономических мер Россия стала диверсифицировать поставки.
«Мы провели переговоры с Турцией, например. Турция раньше поставляла много растительной продукции, и тогда мы вместе с ними выстроили очень хорошую систему проверки такой продукции на безопасность. Сейчас мы открыли поставки рыбной продукции, молочной, мясной. Мы открыли поставки из Ирана - это страна, которая находилась под очень жесткими санкциями. Мы стали поставлять свинину из Китая, из Индии. И поскольку для нас это новые регионы, мы не только проверили предприятия, систему, но и отправили своих экспертов на предотгрузочную проверку тех партий мяса, которое идет на наш рынок. Безопасность – прежде всего», – сказал представитель Россельхознадзора.
«На самом деле санкции – это игра без правил. И мы сами столкнулись с этим, когда западные страны ввели эти массированные санкции. Они не предусмотрены никакими нормами ВТО. Наоборот, ВТО предусматривает максимально широкий обмен товарами без каких-либо ограничений, включая политические. И здесь наш ответ на экономические меры – это, в конце концов, инструмент в наших руках», – сказал Алексеенко.
По его словам, у России есть опыт модифицирования санкций, когда менялся ассортимент товаров, которые попали под ограничения. Это может касаться и списка стран.
«Какое будет окончательное решение по этому вопросу – это будет решение высшего политического руководства нашей страны», – сказал помощник главы ведомства.
На вопрос, разрешают ли правила ВТО снятие санкций с отдельных стран, Алексеенко ответил: «Фактически правилами ВТО такие случаи (санкции – прим. ВЗГЛЯД) вообще не предусмотрены. И ответные экономические меры – это инструмент, который был введен в действие российским правительством, и этот инструмент в его руках».
Напомним, с 7 августа 2014 года Россия в ответ на ввод санкций со стороны ряда европейских стран ввела полный запрет на поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии, которые ранее ввели санкции против России.
Вместе с тем ряд входящих в ЕС стран, включая Грецию и Венгрию, обратился к России с просьбой отменить или ослабить эмбарго. Ранее отмечалось, что изучается такая возможность и для Кипра.
После этого глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что Россия ищет решения, которые бы позволили стране ослабить продовольственные санкции для Венгрии и Греции, согласуя при этом свои действия с нормами ВТО.