«Особо знаменательной, чрезвычайно редкой и важной для Москвы находкой стало письмо, написанное на листе, сделанном из коры березы, то есть берестяная грамота. Она, несомненно, даст нам много новой информации о жизни средневековой Москвы», - сказал руководитель раскопок – заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев, передает ТАСС.
«Найденная грамота – четвертая по счету (в Москве – прим. ВЗГЛЯД). Но в известном смысле это первая подлинная грамота, отвечающая «новгородскому стандарту». Это частное письмо, написанное, буква к букве, отчетливым книжным почерком XIV века, на специально подготовленной полосе бересты», – отметил Беляев.
По его словам, в грамоте идет речь о неудачной поездке «на Кострому» человека, имя которого остается неизвестным. Текст грамоты, его языковые и литературные свойства теперь изучают лингвисты.
В Москве берестяные грамоты не находили до самого конца ХХ века. Только в 1988 году экспедиция Института археологии РАН нашла в Воскресенском проезде берестяную ленточку – обрывок черновика или копии документа о земельном владении.
Почти через 20 лет при раскопках в Кремле в 2007 году нашли две грамоты. Одна несла надпись небольшую и не очень внятную, зато вторая, написанная чернилами (обычно берестяные грамоты писали металлическим писалом), была на редкость длинная и содержала интересный документ – опись имущества крупного феодала на службе Московскому князю, некоего Турабея.
Напомним, в конце сентября археологи обнаружили в центре Москвы в районе снесенной гостиницы «Россия» древнейшую улицу, предположительно XII века.
В июле во время раскопок на Вологодском городище археологи впервые обнаружили берестяную грамоту с читаемыми надписями. Таким образом, Вологда стала 13-м городом, в котором были найдены древнерусские берестяные грамоты.
Большинство подобных документов было найдено в Великом Новогороде – 1064, еще 45 – в Старой Руссе, в Торжке – 19, в Смоленске – 16, в Пскове – восемь, в Твери – пять, в Москве и в украинском Звенигороде Галицком – по три, две в белорусском Мстиславле, еще по одной – Старой Рязани, Нижнем Новгороде и белорусском Витебске.