«Ситуация, сложившая на российском рынке банковских услуг, вызывает серьезное беспокойство. Несмотря на определенную стабилизацию на валютном рынке (после преодоления значений в 80 рублей за доллар и 100 рублей за евро в «черный вторник» 16 декабря курсы основных валют начали снижаться до 56,3 рубля за «американца» и 68,3 рубля за «европейца» на конец прошлого года) и ожидаемые притоки налоговых и бюджетных ресурсов, банки испытывают острый дефицит ликвидности», – отмечается в письме, пишут «Известия».
В документе подчеркивается, что «по мнению банкиров, галопирующий рост процентных ставок, вызванный увеличением ключевой ставки, уже запустил процесс потери платежеспособности компаний. Банкиры уверены, что сохранение текущего положения дел вызовет волну банкротств не только кредитных организаций, но и целого ряда предприятий и компаний».
Аксаков считает, что ЦБ должен снизить ключевую ставку уже в январе – с 17% годовых до 15%.
«Для начала достаточно уменьшения ставки на 2 процентных пункта. Это будет уже определенное облегчение для банков, они смогут занимать у регулятора более дешевые средства и, таким образом, снизить ставки по кредитам для компаний и населения. Снижать ключевую ставку нужно поэтапно, детально анализируя последствия такого снижения, его влияние на валютный рынок. На мой взгляд, ЦБ сейчас контролирует ситуацию на валютном рынке, поэтому может пойти на уменьшение ключевой ставки. В идеале – достичь предкризисного уровня этого показателя (10,5% годовых), но процесс должен проходить аккуратно», – пояснил он.
Аксаков отмечает, что если банки будут занимать у регулятора под 15% годовых, то они смогут кредитовать компании под 18–20% годовых.
В самом Центробанке не исключают возможности снижения ключевой ставки. «Смягчение денежно-кредитной политики возможно в случае устойчивого тренда на снижение инфляции и инфляционных ожиданий и при отсутствии явных угроз для финансовой стабильности», – заявили в пресс-службе Банка России.
Напомним, в конце прошлого года Центробанк резко повысил ключевую ставку – с 10,5% до 17% годовых, объяснив это существенно возросшими девальвационными и инфляционными рисками.
Тогда многие раскритиковали это решение. Так, первый зампред комитета по экономполитике Михаил Емельянов заявил, что «повышение ставки рефинансирования до 17% похоже на безумие». Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов также заявил, что повышение ключевой ставки ради спасения рубля наносит ущерб развитию экономики.
В свою очередь финансовый омбудсмен России Павел Медведев признал, что решение ЦБ России о повышении ключевой ставки можно назвать проявлением мужества, регулятор, по его словам, делает свое дело так, как положено.