«Скажу сразу – я не только посмотрел фильм «Срок», который создали режиссеры Павел Костомаров, Александр Расторгуев и тележурналист Алексей Пивоваров, но и разместил ссылку на него в своем «Живом журнале», и рекомендовал всем неравнодушным людям ознакомиться с этой работой», – рассказал директор Центра социально-политических исследований «Аспект», член Общественной палаты Георгий Федоров.
В данном случае можно, не погрешив против истины, процитировать Ленина: «Страшно далеки они от народа
Эксперт отмечает: работа трех соавторов, которая была начата еще в разгар «белоленточных протестов» 2011–2012 годов и была представлена широкой интернет-публике буквально на днях, не планировалась как сатира или разоблачение. Речь шла о зарисовках с натуры, безо всяких комментариев. Операторы лишь фиксировали то, как ведут себя лидеры и активисты оппозиции в публичном пространстве – на «болотных» митингах и «русских маршах», и о чем они говорят в своем кругу.
Напомним, что многочисленные серии «Срока» (более 1500 отдельных эпизодов), на основе которых был смонтирован фильм, публиковались как онлайн-проект на странице в ЖЖ и на видеохостинге YouTube.
Изначально было заявлено, что картина расскажет о лидерах протестов, которые происходили в России после выборов президента в марте 2012 года, но затем Пивоваров, Костомаров и Расторгуев решили создать летопись всего так называемого протестного движения, присовокупив кадры с националистических маршей и погрома в Бирюлеве. Круг главных героев «Срока» был определен изначально: Алексей Навальный, Ксения Собчак, Илья Яшин*, Pussy Riot, Борис Немцов, Сергей Удальцов. Фильм доступен по ссылке (присутствует ненормативная лексика, которая, видимо, представляет собой неотъемлемую часть «дискурса» оппозиции).
«Фильм очень точно показывает всю нашу либеральную оппозицию, их нравы, их образ мышления и характеры, в том числе те моменты, которые в обычной жизни незаметны. И эта картина оказалась не самой живописной», – отмечает Федоров.
По мнению Федорова, весьма комично выглядит один из вождей «Солидарности», «вечно молодой» Илья Яшин, который во время акции 6 мая боялся, что его вот-вот «возьмут», скрутят, арестуют. «И он же хвастает перед Собчак тем, как он ударил женщину на тренировке по боевым искусствам, во время спарринга – согласитесь, такая «храбрость» ярко характеризует его как мужчину», – замечает собеседник.
С точки зрения Федорова, «фильм показывает во всей красе и Алексея Навального – нарциссичную натуру, человека, который всерьез считал себя «великим», чему немало способствовали дифирамбы, которые ему расточали партнеры по оппозиции. При этом очень показательны кадры, на которых Ксения Собчак довольно иронично порицает Навального за вождистские замашки.
«Неожиданно, но самым адекватным персонажем этого фильма, на мой взгляд, оказалась Ксения Собчак, – делится впечатлением Федоров. – Чего не скажешь о других героях – взять хотя бы Илью Пономарева, «рассуждающего» о том, что, мол, он стареет, время уходит, а он – вот досада! – до сих пор не взял власть в свои руки». На этом фоне «Собчак, в присутствии оператора кротко рассуждающая о перспективах протестного движения, выглядит мыслителем».
Федоров замечает, что в данном случае можно, не погрешив против истины, процитировать Владимира Ленина с его бессмертным «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа».
«Я очень рад, что такого рода персонажи просто физически, по определению, не могли победить. Подобные люди не побеждают никогда, как бы им ни помогали политтехнологи и пиарщики, в том числе из дальнего зарубежья, – отмечает Федоров. – Амбициозные, но по сути ничтожные и при этом презирающие и друг друга, и собственную целевую аудиторию. Рассуждающие о том, кого они повесят за ноги, когда – и если дорвутся до власти, бездельничающие, матерящиеся – такими мы увидели вождей нашей оппозиции». При этом, вновь подчеркивает Федоров, создатели «Срока» отнюдь не относят себя к недоброжелателям оппозиции, а сам фильм – судя по недавнему мини-скандалу в оппозиционной среде – был отцензурирован.
Речь идет о подробностях, всплывших в переписке Собчак и Надежды Толоконниковой* из Pussy Riot. «Я разочарована, – написала Ксения в своем Твиттере. – Лучшая сцена, на которой я рыдала (дочь Нади Толокно одна в номере всю ночь зовет родителей), не прошла Надино одобрение». Толоконникова (Надя Толокно), оперативно ответившая Собчак, убеждала, что эту сцену, равно как и сам фильм, вообще не видела.
«Муж Толоконниковой Петр Верзилов* тоже показал себя во всей красе – как, прямо скажем, прожженный циник, хвастающийся поддержкой американцев и других западных партнеров, – замечает Федоров. – Жалко их дочь, которая – и это видно даже из не удаленных сцен – фактически брошена своим родителем, слишком занятым тем, какое впечатление он произведет на американский истеблишмент».
По мнению собеседника, и этот эпизод, равно как и фильм в целом – поучительное зрелище.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом