Презентация масштабного и провокативного проекта Юрия Данича прошла накануне, в одной из галерей столичного дизайн-завода «Флакон».
Лидеры оппозиционного движения тащат общество в пропасть
«Замысел выставки заключался в том, чтобы отреагировать на состояние российского общества и на положение оппозиции в обществе – к чему может привести то, чем она занимается, – поясняет художник. – Лидеры оппозиционного движения тащат общество (или, по крайней мере, его часть) в пропасть, в «черный квадрат» – в никуда».
Как рассказал сам автор, на создание 20-метровой картины из пяти полотен (которую Данич называет картиной-инсталляцией с элементами гротеска и социальной сатиры) ушло около двух лет. По словам Данича, название работы и одноименной выставки – Possessed (в переводе с английского – «одержимые») – отсылает одновременно и собственно к явлению одержимости, безумия, и к роману Достоевского «Бесы», название которого в англоязычных переводах принято передавать как Possessed. Стремясь отобразить полную картину человеческой одержимости, Юрий Данич долгое время делал зарисовки пациентов психиатрических клиник.
«Изначально я хотел лидеров оппозиции изобразить сумасшедшими, одержимыми, в которых вселились бесы, – рассказывает Данич. – Но, поработав прошлой зимой в лечебницах для душевнобольных, пообщавшись с настоящими пациентами «желтого дома», я понял что больные – это жертвы, которым нужно помочь. Оппозиционеров я не стал изображать сумасшедшими, они не сумасшедшие, а люди себе на уме, но одержимые демонической энергией».
В центре картины художник изобразил постоянных «героев» оппозиционных маршей и митингов и любимых персонажей либеральных СМИ. Среди запечатленных на полотне: блогер-политик Алексей Навальный, просто политики Борис Немцов, Михаил Касьянов, Сергей Удальцов, Владимир Рыжков, Илья Яшин* и Валерия Новодворская, литераторы и завсегдатаи белоленточных акций Дмитрий Быков* и Борис Акунин, деятели масс-медиа Артемий Троицкий*, Ксения Собчак и Юлия Латынина.
Узнаваемые личности выглядят довольно сюрреалистично. К примеру, Навальный изображен в виде кентавра, держащего рог изобилия (при этом венок кентавра-Навального пытается украсть Рыжков). «Как вы можете заметить, у Навального на роге изобилия изображена эмблема Госдепартамента», – отмечает Данич. Удальцов нарисован держащим поднос, на котором лежит его же собственная голова; голову Немцова «украшают» рога то ли беса, то ли сатира, а «бабушку российского либерализма» Новодворскую художник представил в виде ведьмы, оседлавшей метлу.
Справа изображено стадо баранов. По словам Данича, во время работы над картиной он вспомнил известный случай с Навальным, обозвавшим собственных сторонников «баранами», и отобразил то, как этот кандидат в вожди оппозиции (да и вся оппозиция) относится к электорату. В центре стада – шахматная доска, по словам художника, символизирующая заведомо проигранную партию. Над доской застыл гроссмейстер Гарри Каспаров – эмигрировавший из России оппозиционер изображен отдельно от коллег по белоленточному движению и в знак проигрыша держит в руке белый флаг. У всех персонажей вместо ног – копыта, что заставляет вспомнить не только «Бесов», но и изображение бала у Сатаны в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Сам художник подчеркивает, что в своей работе он ориентировался и на булгаковский роман, и на «Фауста» Гете, и, безусловно, на творение Достоевского.
Юрий Данич родился в Ленинграде в 1949 г. Окончил Мухинское училище и до 1992 г. занимался древнерусской живописью.
Работал над росписями Федоровского городка в г. Пушкине (был построен к 300-летию династии Романовых, ныне Патриаршее подворье). В 1982 г. под руководством академика Д. С. Лихачева работал над исторической стенописью.
В 1992 г. переехал в Нью-Йорк, стал членом профсоюза театральных художников.
Принимал участие во многих телевизионных проектах, сотрудничал со звездами Голливуда, в том числе Мэрил Стрип и Шэрон Стоун. За один из своих проектов Юрий Данич получил премию «Эмми» (Emmy Award), аналог «Оскара» в телеиндустрии США.
Сейчас картины Юрия Данича выставляются во многих галереях Нью-Йорка. Около 200 работ художника хранятся в частных коллекциях Швеции, США и России.
Выставка будет работать с 6 по 8 мая (6 мая с 12.00 до 20.00, 7 и 8 мая – с 10.00 до 20.00) в пространстве Loft дизайн-завода «Флакон».
Вход свободный.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом