«Были задержаны наши журналисты, россияне. Их обвиняли в том, чего они никогда бы не сделали. Они даже не знали, что такое ПЗРК. Я докладывал, что у меня есть выход на здравомыслящих людей, которые понимают, что без России Украине не жить и не развиваться. И мы сделали предложение, что давайте действовать по-дружески: «Отдайте наших ребят», – рассказал Кадыров в интервью «Известиям», отметив, что «огромную роль в переговорах по освобождению ребят сыграл авторитет Владимира Путина».
Нам никакие условия не ставили, это я официально заявляю. С нашей стороны не было никаких предложений
По словам главы Чечни, «переговорный процесс начался с 20–21-го числа». «Нам озвучили, что за 3–4 дня дадут ответ – готовы отдать нам ребят или нет. Мы отправили своего представителя на Украину, его тоже Рамзаном зовут. Нам озвучили в узком кругу, что принципиальное решение о передаче наших журналистов есть, и мы начали активно вести переговоры», – сообщил он.
Кадыров рассказал, что «со стороны Украины переговорщики делали много обещаний: говорили – то утром отдадим, то в обед отдадим. Наша позиция была такова: скажите конкретно или-или: или мы с вами дружим, или мы с вами не дружим».
«Держать людей, которые ничего не сделали, – это преступление нечеловеческое. Люди снимали и показывали правду, они не террористы. А им надели мешки, наручники, бросили их лежать в яме – это непозволительно. Это наши граждане, и мы обязаны защитить их права. Потом президент России сделал заявление в защиту журналистов. Представители Украины согласились, что надо отдать ребят. И после этого их выдали – из Киева борт с нашими журналистами вылетел в Россию. После этого я сделал заявление, что они летят в Грозный», – сообщил он.
При этом Кадыров подчеркнул, что Путин знал о происходящем. «Все, что я делаю, – это по поручению президента», – отметил он. В то же время глава Чечни не стал говорить, с кем именно велись переговоры из украинской власти. «Секрет. Давайте это оставим на потом», – сообщил он.
На вопрос, сколько представителей от России летали в Киев на переговоры, Кадыров ответил: «У нас там на месте много людей, туда летать не надо большому количеству. На самолете летели 3–4 человека. Самолет маленький. Но там есть наши люди, они авторитетны, с их мнением считаются».
По словам Кадырова, украинская сторона не ставила условия для освобождения журналистов. «Нам никакие условия не ставили, это я официально заявляю. С нашей стороны не было никаких предложений. Мы слышим, как сейчас наши правозащитники заявляют о том, что со стороны Запада и Европы надавили, и поэтому отпустили ребят, – это ерунда. Нам никаких условий не ставили, никаких предложений не было. Мы сказали: если вы сегодня примете правильное решение, то об этом будут знать народ России и руководство. Люди, решившие этот вопрос, оказались намного мудрее и умнее, им небезразлична судьба Украины, поэтому они приняли это решение, хотя для них это был большой минус в плане отношений с США и Западом», – рассказал глава Чечни.
Он также отметил, что переломным моментом в переговорах стало заявление президента о необходимости освобождения журналистов.
Кадыров рассказал, что после освобождения «увидел счастливые глаза, слезы радости». «Это как второе рождение. Они не предали ни Россию, ни российский народ. Они мужественные ребята и до конца говорили правду. Они не сдались, до конца стояли. Защищать таких ребят – двойное удовольствие», – добавил он.
«Я патриот России, все, что делается мною, – во благо России. Нас обвиняют некоторые, что чеченцы – проблема для РФ. Однако мы сегодня говорим и показываем, что мы готовы воевать за Россию, умирать за Россию, жить для России. А кто не знает наших жителей Кавказа, стараются все это извратить. Мы живем по законам и Конституции РФ. Мы обязаны защищать свою страну и несем персональную ответственность за каждого россиянина. Мы пришли в политику в качестве воинов, мы отдаем самое ценное – жизнь во благо государства, чтобы были мир и порядок», – добавил глава Чечни.
Напомним, 18 мая журналисты LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко были захвачены Нацгвардией Украины под Краматорском. Задержанных доставили в Киев и обвинили в «содействии терроризму». Позднее советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что журналисты работали без разрешения властей, информировали ополченцев о расположении украинских военных и снимали «видео, на котором убивают людей».
При этом президент России Владимир Путин назвал бредом и полной чушью заявления киевских властей, обвинивших журналистов в провозе оружия на Украину.
Об освобождении журналистов сообщил в воскресенье глава Чечни Рамзан Кадыров, отметив, что в субботу в 23.40 мск борт с представителями Чеченской Республики и журналистами LifeNews вылетел в столицу Чечни, а спустя некоторое время благополучно приземлился в Грозном.
Сами Олег Сидякин и Марат Сайченко рассказали, что первые два дня их держали в земляной яме с мешками на головах и запугивали, угрожая обвинить в транспортировке оружия.