«По поступившей от одной из российских авиакомпаний информации, 24 апреля 2014 года при выполнении полета по маршруту Стамбул-Москва на самолете А321 за 60 миль до пролета Днепропетровска произошел отказ двух GPS. После пролета госграницы, в районе Белгорода, работа GPS восстановилась», - говорится в извещении, передает ИТАР-ТАСС.
Пропадание сигнала GPS повышают нагрузку пилота, вынуждая его сверяться с другими аэронавигационными системами
Росавиация рекомендовала авиакомпаниям «провести анализ имевших ранее сбоев в работе бортовых приемников GNSS (стандарт Global Navigation Satellite Systems, включает системы GPS, ГЛОНАСС) за январь-апрель 2014 года», и далее «производить сбор и анализ информации о происходящих в полете случаях сбоев в работе бортовых приемников GNSS с последующим информированием Росавиации о подобных случаях, создавших или могущих создать угрозу безопасности полетов, с целью выявления источников помех».
В «Трансаэро» подтвердили получение уведомления Росавиации, добавив, что «наряду с GPS все самолеты авиакомпании оборудованы другими навигационными приборами».
Извещение получено и в авиакомпании «ЮТэйр», подтвердил представитель перевозчика. «У нас случаев не было. Будем наблюдать», - добавил он.
Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Источник, близкий к руководству компании, признал, что «за последние дни выявлены случаи отключения GPS навигации над зоной Черного моря и воздушного пространства Украины, что, скорее всего, подтверждает действия США по блокированию определенной зоны для приема сигналов спутников».
«Мы относимся с вниманием к данной ситуации и не считаем такие события дружественными, - добавил источник. - На уровень безопасности полетов данные действия прямого влияния не имеют в связи с тем, что основная система навигации воздушных судов «Аэрофлота» - это инерциальные системы, GPS используется для коррекции и, в некоторых случаях, для заходов на посадку».
Росавиация напоминает, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) ранее выпустила информационное письмо с анализом подобной проблемы, зафиксированной в 2011 году в районе полетной информации Инчхон (Южная Корея). Весной того года сигналы, создающие помехи для работы GPS, передавались из пункта на территории КНДР и оказали воздействие на приемники GPS более чем тысячи бортов авиакомпаний из 16 государств. Авиационных происшествий удалось избежать, но несколько самолетов уходили на второй круг из-за предупреждающего сигнала GPWS (система раннего предупреждения столкновения с землей).
По данным ICAO, пропадание сигнала GPS и предупреждающие сигналы GPWS повышают нагрузку пилота, вынуждая его сверяться с другими аэронавигационными системами, а также повышают психологическую нагрузку на экипаж. Кроме того, уход на второй круг увеличивает полетное время, приводя к увеличению затрат, расхода топлива и вызывая тревогу среди пассажиров на борту, а так как «заход на посадку является критическим этапом полета, блокировка сигналов GPS может потенциально способствовать авиационному происшествию при выполнении подхода и посадки».