Таким образом ныне действующий 94-й федеральный закон о тендерах («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») для кинематографистов фактически отменят. По словам представителя ведомства, это сделано «в целях обеспечения большей прозрачности проводимых процедур при распределении средств». Источник не уточнил деталей системы, которая заменит тендер, однако отметил, что в принятии решения о выделении средств должны участвовать представители кинематографической общественности, пишут «Известия».
В сравнении с нынешней уродской и кривой системой 94-го федерального закона субсидии - это очень хорошая вещь
Ранее члены киносообщества уже привлекались к принятию финансовых решений в качестве экспертов - в ходе «питчингов» министерства культуры и Фонда кино, где авторы фильмов-претендентов доказывали необходимость получения государственного финансирования.
Продюсер и руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов уже приветствовал систему субсидий. «В сравнении с нынешней уродской и кривой системой 94-го федерального закона субсидии - это очень хорошая вещь», - считает Сельянов. «Я был свидетелем того, как вопросами аналитики анимационного производства занимались танкостроительные и малярные техникумы. Они получают гранты, потому что для получения гранта в нынешней системе достаточно указать цену поменьше. Со временем возникли целые бизнесы хватких парней, которые выигрывают тендеры у реальных экспертных организаций и заказывают эти работы им же, оставляя долю себе», - добавил он.
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, в инициативе министерства культуры есть как плюсы, так и минусы. В числе плюсов - «удобство отчетности и ориентированность на художественный результат». В числе минусов - то, что вместо «прозрачности» кинематографистов может ожидать «сложная процедура продюсерских интриг».
«Мы не знаем, по какому принципу министерство будет назначать победителей новых конкурсов. Это будет, вероятно, какой-то свой внутренний рейтинг, в котором будут отсеиваться те, кто не соответствует текущей идеологии министерства или не обладает нужным статусом», - предположил Дондурей.
Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин считает это и другие решения министерства «тактическими, но не стратегическими» и посему не могущими кардинально изменить состояние дел в российском кинематографе. «Ситуацию бы изменило принципиальное увеличение объемов финансирования. Хочу напомнить, что общая строчка госбюджета по поддержке кинематографа практически не меняется. Если суммировать все средства, выделяемые Министерством культуры и Фондом кино на отечественный кинематограф за год, то получится стоимость одного американского блокбастера», - заявил он.
По мнению режиссера Александра Сокурова, на всех усилиях «ставит крест» отсутствие в стране разветвленной системы кинопроката. «Сейчас нам негде показывать кино - у нас в малых и средних городах попросту нет кинотеатров.Если мы их не построим, то все остальное бессмысленно. Представьте себе - есть товар, но нет магазинов. Я говорил об этом на президентском Совете по культуре, но, к сожалению, меня не захотели послушать», - сказал Сокуров.
В числе мер Минкультуры по поддержке отечественного кинематографа представитель ведомства назвал увеличение доли возвратных средств, выделяемых Фондом кино на кинопроекты (с 31 до 40%), и суммы господдержки производства неигровых фильмов объемом 39-44 минуты до 2 млн рублей. Кроме того, Минкультуры установило объем финансирования производства национальных анимационных фильмов - теперь он составляет 15% от общего лимита бюджетных средств, за исключением средств Фонда кино. Помимо этого, для всех видов фильмов (игровых, неигровых, анимационных) определен размер государственной поддержки - не более 65% от общей стоимости производства.
Министерство культуры продолжит следить за долей российских фильмов в прокате. В 2014 году она должна составлять не менее 18%. Высокая планка была задана в ушедшем году, когда фильмы «Метро», «Легенда № 17», «Сталинград» успешно конкурировали с американским и европейским кинематографом.
Среди мероприятий по поддержке отечественного кинематографа отсутствует квотирование. Хотя министр Мединский неоднократно заявлял о необходимости введения квот для показа российского кино. «Прорабатываются другие варианты, которые, надеюсь, помогут нашим фильмам дойти до зрителей», - обобщил мнение Минкультуры Вячеслав Тельнов.
Одной из мер популяризации российского кинематографа станут рекламные ролики, созданные по заказу Минкультуры, которые в обязательном порядке должны демонстрироваться в каждом кинотеатре страны перед началом сеансов. Первый такой ролик появился на экранах в конце 2013 года.