На вопрос о том, превратит ли совокупность «Северного потока» в обход Украины и нового маршрута через Турцию украинский транзит в бессмыслицу и отказывается ли компания от Украины как от транзитной стороны в принципе, Миллер ответил: «Да, фактически роль Украины как транзитной страны сводится к нулю», передает РИА «Новости».
Решение об остановке «Южного потока» – это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю на европейском рынке
В то же время он отметил, что Россия будет поставлять Украине нужное для внутреннего потребления количество газа. «Собственно говоря, объемы, которые Украине необходимы для ее внутреннего потребления, мы обеспечим. В Европу поставки будут осуществляться альтернативными маршрутами», – заявил Миллер.
В то же время он подчеркнул, что отказ от «Южного потока» не связан с требованиями ЕК по Третьему энергетическому пакету. «Решение о закрытии «Южного потока» было принято в рамках визита нашего президента в Турцию, но именно в этот день вышло судно-трубоукладчик в Черное море для того, чтобы осуществлять уже работы по укладке трубы. Но как можно осуществлять эти работы, когда Болгария не выдала разрешение на строительство в территориальных водах, в исключительной экономической зоне и не выдано разрешение на строительство на суше... Этот вопрос не имеет никакого отношения к Третьему энергетическому пакету», – объяснил Миллер.
В частности, пояснил глава компании, требования Европейской комиссии не имеют никакого отношения к данной ситуации, потому что «разрешение на строительство выдает правительство Болгарии»
По словам Миллера, откровенное блокирование «Южного потока» было целенаправленной политикой Европейского союза.
«Что касается решения об остановке проекта... оно продиктовано тем, что реализовывать проект в условиях задержек и просто откровенного блокирования в принципе невозможно. И, конечно же, это целенаправленная политика Европейского союза. 17 апреля этого года Европарламент принял резолюцию о запрете «Южного потока», – заявил Миллер.
При этом глава Газпрома заявил, что никто не гарантирует, что при возвращении к «Южному потоку» ситуация с задержками и блокированием со стороны Европейского союза не повторится.
«На самом деле, если говорить о том времени, о тех усилиях, которые мы потратили (на «Южный поток») – это годы – конечно, кроме потраченного времени и определенных денег... мы приобрели определенные знания и опыт... Сейчас можно сказать, что мы очень хорошо знаем европейскую бюрократию... Кто даст гарантии того, что это не повторится через месяц, через два, через полгода?» – заявил Миллер.
Он также отметил, что остановка «Южного потока» – это шаг к смене модели работы на европейском рынке. «Наша стратегия меняется в отношении европейского рынка, в принципе, решение об остановке «Южного потока» – это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю на европейском рынке», – заявил Миллер.
В свою очередь Брилев уточнил, не на границе ли Турции с Грецией европейские страны вынуждены будут покупать газ. «Да, без сомнения, это так», – ответил глава Газпрома.
По словам Миллера, инфраструктура Газпрома стоимостью около 4 млрд евро, построенная в России для «Южного потока», будет востребована в проекте газопровода в направлении Турции.
«Мы инвестировали около 4 миллиардов евро в газотранспортные инфраструктуры на территории России по созданию Южного коридора для доставки газа в район Краснодарского края, для поставки на компрессорную станцию «Русская», и все эти инвестиции полностью будут востребованы для реализации проекта морского газопровода в направлении Турции. Так что все в дом», – сообщил Миллер.
Напомним, в понедельник президент России Владимир Путин заявил, что страна не может в нынешних условиях продолжить реализацию «Южного потока». Решение об этом, как чуть позднее заявил министр энергетики Александр Новак, принял лично президент Путин.