«Что касается самого контракта, у французов заложен некий временной люфт, который позволяет нам еще некоторое время морочить голову. Так контракт прописан. Это не так долго может продлиться, еще примерно три месяца», – заявил источник. Источник пояснил, что благодаря этой «лазейке» штрафные санкции за срыв сроков поставки наступят не 1 ноября, а значительно позднее, передает ТАСС.
Это не единственная законная причина затягивания сроков передачи первого вертолетоносца «Мистраль». Как рассказал источник, в тексте контракта при описании форс-мажорных обстоятельств к числу таковых отнесены и «действия французского правительства».
В российской системе ВТС особо подчеркивают, что сама верфь STX France сделала все необходимое, чтобы выполнить все работы по контракту в срок, поэтому в настоящий момент решение о передаче «Мистраля» носит исключительно политический характер.
Источник ТАСС напомнил, что присланное на 14 ноября приглашение для Рособоронэкспорта было дезавуировано, а сотрудник, направивший его, уволен. «(Президент Франсуа) Олланд должен понимать, что сейчас это вопрос репутации Франции как реального экспортера, – обратил внимание источник в системе ВТС. – Если они с кораблем будут устраивать такие истории, это может сильно напугать всех остальных: индийцев, алжирцев, и т.д.».
По его данным, другие страны НАТО с подачи США предлагают Франции большие контракты на закупку вооружений, в случае если Россия свой заказ так и не получит. И пока французские партнеры склонны поддаваться на эти уговоры.
Тем не менее, по словам источника, Россия никуда не спешит и будет ждать. «Правда юридическая и техническая на нашей стороне», – заключил источник, добавив, что если контракт все же не будет исполнен, то сумма неустойки составит около 1,2 млрд евро за два вертолетоносца.
«Довод о том, что мы якобы сейчас «Мистраль» русским не отдадим, а кому-то перепродадим, не работает, потому что внутри корабля есть наша собственность, которая уже вмонтирована, и без нашего разрешения ее нельзя использовать», – сказал источник.
По его словам, понятия, которыми сейчас оперируют французские власти, «в техническом плане выглядят смешно». Источник отметил, что «на корабле проложены кабель-трассы с нашей системой управления связью». «Они наши. И для того чтобы их изъять, необходимо вскрыть корабль, разобрать его», – пояснил свою мысль источник.
Таким образом, распоряжаться «остатками» корабля Франция сможет только после возвращения российской собственности, убежден источник.
Он также подчеркнул, что все внутреннее оснащение «Мистраля» создано по техническим стандартам ВМФ России: в случае продажи кому-то из членов НАТО корабль попросту не удастся «включить». «Электропитание заточено исключительно под российские стандарты», – пояснил источник.
Источник подчеркнул, что вертолетоносец, который Россия в итоге получит, – это полуфабрикат. После его поставки уйдет минимум 1,5 года на его финальное оснащение отечественными системами связи, опознавания и оружия. Однако в рамках технического сотрудничества французы передали России технологии для систем автоматического управления судном, систем связи, которые впервые были адаптированы к нашему кораблю.
31 октября стало известно, что французская судостроительная корпорация DCNS уволила ответственного за проект поставок России «Мистралей» Ива Дестефаниса, который от имени корпорации направил в Москву приглашение на церемонию передачи первого вертолетоносца.
Перед этим вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Рособоронэкспорт получил приглашение на 14 ноября для передачи первого «Мистраля» России и спуска на воду второго. В доказательство чиновник опубликовал фото официального приглашения. Официальный представитель корпорации DCNS заявлял, что никакая дата поставки России «Мистралей» «на настоящее время не определена», официальные сведения могут последовать только от руководства Франции.