«Один автомобильный мост появится в районе створа Шоссейной улицы в Печатниках, еще один, дополнительный мост – в районе территории ЗИЛа, через старое русло Москвы-реки, – пояснил Хуснуллин «Известиям». – Автомобильные мосты город будет строить за свои средства, завершить работы планируется до конца 2016 года».
Мост должен стать не просто инженерной конструкцией, но и архитектурным событием, знаковым сооружением для города
О том, что берега Москвы-реки слабо связаны, сообщил датский урбанист Ян Гейл в своем исследовании общественных пространств Москвы, выполненном по заказу столичных властей.
Как отметили в пресс-службе городского департамента строительства, в последние шесть лет новые мосты в Москве не строились. В 2011 году закончились работы по расширению Ленинградского моста через Канал имени Москвы (Ленинградское шоссе). В 2007 году был открыт Живописный мост – вантовая конструкция на северо-западе столицы, известная подвесной смотровой площадкой с ЗАГСом. В департаменте уточнили, что стоимость автомобильного моста подобной конструкции составляет в среднем 6–8 млрд рублей.
Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает, что столице не хватает мостов, в первую очередь транспортных. «Москве нужны дополнительно порядка 20 автомобильных мостов, но конкретных проектов пока нет», – сообщил он.
По мнению эксперта, новые мосты «вдохнут жизнь» в бывшие промзоны. «Чем заброшеннее территория, тем больше вероятность, что со строительством моста там «начнется жизнь» – это как с новыми станциями метро, – считает эксперт. – В Генплане заложено освоение половины промзон города, и мосты являются одной из частей этой работы».
При этом Ткаченко предупредил, что строительство мостов может «перегородить» отдельные видовые зоны.
В свою очередь руководитель архитектурной мастерской Wowhaus Олег Шапиро рассказал, что пешеходный мост на «нос» острова Балчуг был предусмотрен в концепции благоустройства Крымской набережной. Он соединит новую пешеходную зону, парк «Музеон», Третьяковку, парк Горького с территорией «Красного Октября», поэтому его возведение вполне обоснованно.
«Предполагается, что основным инвестором сооружения будет «Гута-Девелопмент», которой принадлежит «Красный Октябрь», – говорит эксперт. – Бюджет пока сложно прогнозировать, это будет зависеть от многих факторов: где и сколько опор, какое дно, есть ли там инженерные сети и стоит ли их перекладывать. В любом случае этот мост не обещает быть очень дорогим, он короткий, глубина Обводного канала небольшая, меньше двух метров».
По мнению Шапиро, через Москву-реку «можно и нужно построить еще несколько мостов». При этом каждый из них должен стать не просто инженерной конструкцией, но и архитектурным событием, знаковым сооружением для города. Например, в Барселоне это мост Bac de Roda, в Лондоне – Millenium.
По словам руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского, сейчас среднее расстояние между мостами на Москве-реке – 10–13 км. «Его нужно сократить в два–три раза, – считает эксперт. – Если посмотреть на карту Парижа и на расстояние между мостами через Сену, сравнение будет не в пользу Москвы».
По словам эксперта, реконструкция магистрали стоит порядка 10 млрд рублей, строительство моста, если речь не идет о мегапроекте, – около 2 млрд рублей. «Город не нуждается в таких сооружениях, как Живописный мост, «среднестатистический» мост обходится намного дешевле», – говорит Шумский.
По мнению эксперта, одно из самых проблемных мест города – район Химкинского водохранилища: необходимо соединять Ленинградку и улицу Свободы, там лучше построить два или три моста, так как связанность районов очень низкая.