Журналисты газеты «Ведомости», изучив проектно-сметную документацию о строительстве мостов железной дороги Обская — Бованенково — Карская, которая обошлась «Газпрому» в 130 млрд рублей, выявили несоответствия. По меньше мере, 13 из более чем 17 мостов выглядят иначе, чем предусматривалось проектами «Ленгипротранса».
В сметах, а иногда и в актах приемки указаны работы и материалы, которые были предусмотрены проектом, однако на фото мостов видно, что такие работы не проводились, а материалы не применялись
В большинстве случаев различия одни и те же: опоры выполнены исключительно из стальных труб вместо контурных блоков, а рельсы положены на деревянные шпалы вместо плит. В некоторых случаях у мостов не построены запроектированные «Ленгипротрансом» ледорезы — конструкции для предотвращения столкновения льдин с опорами моста.
Среди «перепроектированных» без ведома «Газпрома» строений оказался и почти четырехкилометровый железнодорожный мост через реку Юрибей на Ямале, который был открыт в сентябре 2009 года и стал самым длинным в мире за полярным кругом.
Предприниматель Павел Небов считает, что «неправильных» мостов на линии может быть и вовсе 26. Бизнесмен отметил, что знаком с этой стройкой не понаслышке: до начала 2007 года он занимал пост гендиректора и совладельца компании «Мостострой-13», которая входила в группу «Ямалтрансстрой». После того как у Небова возникли разногласия с партнерами по газпромовским подрядам, он сфотографировал часть мостов на линии и в январе 2012 года направил снимки вместе с копиями проектной документации и смет «Ямалтрансстроя» в Следственный комитет России.
Часть этих материалов оказалась у издания. В сметах, а иногда и в актах приемки указаны работы и материалы, которые были предусмотрены проектом, однако на фото мостов видно, что такие работы не проводились, а материалы не применялись. «Все 164 промежуточные опоры на этих мостах построены не по проекту («Ленгипротранса»), из 112 оплаченных ледорезов построено восемь. На 14 фермах не уложено ни одной сборной железобетонной плиты», — писал Небов в заявлении в СК.
В «Ленгипротрансе», комментируя данную информацию, сообщили, что ничего об этом не знают. Между тем, журналистам удалось выяснить, что в 2007 году «Институт «Мориссот» по просьбе «Мостостроя-13» изменил конструкцию опор для некоторых мостов. По словам представителя института, следование проектам «Ленгипротранса» привело бы к тому, что строители не успели бы сдать работу вовремя. Всего «Мориссот» работал над конструкцией опор 29 мостов. Но что дальше заказчик делал с проектами, в институте не знают.
Между тем, по подсчетам Небова, за счет разницы в стоимости между изначально запроектированными и построенными мостами «Газпром» потерял около 19 млрд рублей – около 15% стоимости всей дороги.
Как пишет издание, есть основания полагать, что компания, которая построила монополисту эти «облегченные» мосты, была связана с газпромовскими менеджерами.
В 2006 году генподрядчиком строительства мостов стала московская компания «Ямалтрансстрой. Когда-то ее единственными владельцами были фирмы родственников потомственного строителя Игоря Нака — двух его сыновей, супруги, матери и отца, заслуженного строителя РСФСР Владимира Нака, в прошлом руководившего одноименным советским строительным объединением. Однако за месяц до заключения контракта на строительство у «Ямалтрансстроя» появился новый совладелец. У фирм родственников Нака осталась только половина компании, а половина, как сказано в ее годовом отчете, перешла к московскому ООО «ТГИ-капитал». Оформлено это было как увеличение уставного капитала на 200 млн рублей.
Из данных СПАРК следует, что зарегистрированный в 2005 году «ТГИ-капитал» был не чужим для газпромовских топ-менеджеров. Компания входила в группу «Трастгазинвест» и имела один адрес и телефон с головной компанией этой группы — «ТГИ-финанс», которая принадлежала сыну члена правления «Газпрома» Ярославу Голко (51% с 2005 г.), и супруге еще одного члена правления монополиста — Валерия Голубева — Татьяне (25% с 2007 г.). Голубев возглавлял газпромовский департамент инвестиций и строительства до Голко — тот работал его первым замом.
В то же время, как пишет издание, на железнодорожных мостах могли заработать не только строители. Технику для строительства и автомобили Mercedes-Benz S500 «Ямалтрансстрой» брал в лизинг у фирмы «ТГИ-лизинг», которая полностью принадлежала «ТГИ-финанс». По словам Небова, у его компании было обязательство брать технику в лизинг именно через «ТГИ-лизинг», а также отметил, что подрядчики оказывали членам «Газпрома» разные «мелкие знаки внимания»: например, он летал из «Внуково» вместе с представителями «Ямалтрансстроя» самолетом, оплаченным компаниями группы, в самолете летал и Голко.
В октябре 2011 года, половина строительной группы перешла от «ТГИ-капитала» к крупному подрядчику «Газпрома» — «Стройгазконсалтингу» (СГК) Зияда Манасира. Теперь «Ямалтрансстрой» носит название «СГК-трансстрой Ямал», «Нефтересурсы» — «Ресурсы Ямала», а «Ямалтрансстрой» из Лабытнанги — «СГК-севертрансстрой». Однако опосредованную связь с «Газпромом» в «СГК-трансстрой Ямал» можно найти и сейчас: около 25% компании принадлежит фирмам, связанным с родственниками Нака и самим «СГК-трансстрой Ямал».
В «Газпроме» отказались комментировать родственные связи своих топ-менеджеров с «Ямалтрансстроем».