Совет из чиновников, архитекторов и экспертов-урбанистов, который определяет внешний облик Москвы, был создан в феврале 2013 года. Представлявший исследование глава компании Ян Гейл заявил, что в Москве ему нравятся широкие бульвары, разветвленная сеть метрополитена, большое количество набережных и компактная организация города, подходящая для пешеходов. Однако набережные, по словам датского архитектора, заставлены машинами и не благоустроены, а пешеходы имеют низкий приоритет перед автомобилистами и потому передвигаются лишь до ближайшей станции метро, пишет «Коммерсант».
В исследовании Gehl Architects говорится, что в Москве 93% набережных предназначены для автомобилей (и лишь 7% – для пешеходов), в то время как в Нью-Йорке и Париже эти пропорции распределяются примерно поровну, а в Лондоне пешеходам отдано 76% набережных.
Датские специалисты также исследовали, какие места в центре Москвы больше всего нравятся пешеходам: Красная площадь, площадь Белорусского вокзала (с 7.00 до 23.00 их посещает примерно по 64 тысячи человек) и Старый Арбат (42 тысячи). В то время как на Тверской улице исследователи насчитали лишь 25–30 тысяч пешеходов в день, что гораздо меньше, чем на центральных улицах мировых столиц. Так, на Бродвее в Нью-Йорке каждый день оказывается примерно вдвое больше пешеходов, а на лондонской Оксфорд-стрит этот показатель вчетверо выше.
«Ваши улицы не для прогулок, поэтому на них мало людей», – заявил Ян Гейл. Его также не устраивает нехватка деревьев на улицах, «которая делает город серым», и обилие уличной рекламы, из-за которой невозможно увидеть здания.
В исследовании содержатся рекомендации властям. Центр Москвы предлагается отдать пешеходам и велосипедистам, для чего мэрии дается совет расширять тротуары, озеленять их и оборудовать как можно больше пеших маршрутов. Так, по мнению господина Гейла, велодорожки должны простираться в радиусе 15 км от Красной площади. Набережные предлагается практически полностью освободить от автомобилей, при этом построив как можно больше пешеходных мостов. «Надо дать возможность туристам и жителям выйти к воде», – подчеркивается в исследовании.
В Gehl Architects также предлагают пересмотреть транспортную систему города, отдав наивысший приоритет тем же пешеходам и велосипедистам, за которым будет следовать общественный транспорт и такси, а личные машины окажутся на последнем месте. Отметим, что Тверская улица в модели Гейла выглядит как бульвар, по центру которого пущен скоростной трамвай.
Врио столичного мэра Сергей Собянин исследование Gehl Architects в целом одобрил. «Работа нужная, прошу коллег относиться к ней серьезно и работу эту сделать системной», – заявил он.
Во вторник градоначальник подчеркнул, что в настоящее время количество тротуаров московских улиц некомфортно, и заявил, что в Москве будут проведены работы по очистке тротуаров от рекламных конструкций, киосков и стихийных парковок.
Ранее и. о. главы НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина сообщила, что власти и сами действуют примерно теми же методами, что предлагает Ян Гейл. Однако одобрение исследования может иметь далекоидущие последствия. Так, в феврале 2013 года на первом заседании совета по общественным пространствам был утвержден проект превращения территории у ЦДХ в ландшафтный парк с искусственными водоемами, фонтанами и деревянной террасой, и работы над ним уже начались.