«Соглашение о транзите азербайджанской нефти Баку – Новороссийск было подписано, по-моему, в 1996 году. Подписывая, исходили, что заполняемость трубы будет полной, под это понимание согласовывался и тариф, получилось, что заполняемость ниже, соглашение это для нашего оператора убыточно», – сказал министр, добавив, что это чисто экономические причины, передает РИА «Новости».
Ведомства и компании занимаются подготовкой нового соглашения, которое будет отражать уже современные реалии
Транснефть ранее сообщила, что в течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия соглашения, транспортируя объемы более чем в два раза меньшие, чем заложено в документе.
Доходы от этих объемов транзита не покрывали затраты Транснефти на поддержание трубопроводной системы в должном состоянии, а недополученная тарифная выручка только за 2012 год составила более 47 млн долларов.
«Наши соответствующие ведомства и компании занимаются подготовкой нового межправительственного соглашения, которое будет отражать уже современные реалии, а не реалии 1996 года, прошлого века», – сказал глава МИД РФ.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 5 мая подписал распоряжение о прекращении действия договора между двумя странами о транзите нефти по трубопроводу.
#{smallinfographicleft=328927}Глава МИД Азербайджана в свою очередь заявил, что Баку после выборов, которые состоятся в текущем году, надеется активизировать переговорный процесс по Нагорному Карабаху.
«Мы обсуждали сегодня (во вторник) вопрос о нагорно-карабахском урегулировании. С точки зрения роли России в регионе и роли России в качестве сопредседателя (Минской группы ОБСЕ) мы ожидаем, что в первую очередь стагнация, с которой сталкивается переговорный процесс, будет преодолена», – сказал азербайджанский министр.
По его словам, как только выборный процесс в Азербайджане завершится к концу года, необходимо «удвоить наши усилия, с тем чтобы добиться прогресса в урегулировании этого решаемого конфликта (нагорно-карабахского урегулирования)».
Лавров отметил, что Москва считает абсолютно неприемлемой нынешнюю ситуацию с Нагорным Карабахом, так как она фактически создает экономическую блокаду Армении.
«Статус-кво, безусловно, неприемлем. Причем он неприемлем всем, прежде всего и Азербайджану, и Армении, и тем, кто живет в Карабахе, я в этом глубоко убежден. Статус-кво означает не только нерешенность вопроса о возвращении азербайджанской территории, он означает еще и экономическую блокаду Армении», – сказал он.
Лавров добавил, что для России одним из приоритетов внешней политики является стабильность на Кавказе, поэтому Москва будет прилагать все необходимые усилия для разблокирования данной ситуации.
Глава МИД РФ подчеркнул, что в данном случае «нельзя делать поспешных оценок, что если стагнация, то ничего не получится, все получится, если искать компромисс на основе учета законных интересов обеих сторон».
«Мы продолжаем работу, буквально на днях была прямая встреча двух министров (Армении и Азербайджана). Эти процессы (по поиску компромисса и урегулированию) нужно всячески поддерживать, естественно, учитывая внутриполитические календари всех непосредственных участников. Никто рук не собирается опускать. Мы будем всячески помогать создавать все условия для решения этой проблемы», – добавил министр. По словам Лаврова, для этого уже завтра в регион прибудет делегация сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию.
Со своей стороны глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил высокую роль РФ в нагорно-карабахском урегулировании, вновь напомнив о том, что для Баку неприемлем нынешний статус-кво территорий.
«Даже конкретная дата начала вывода (армянских) войск (из Нагорного Карабаха) приведет к феноменальному прорыву (в урегулировании). Я глубоко убежден, что если есть политическая воля, а она должна присутствовать, то, естественно, мы можем выйти на очень серьезные не только договоренности, но и нормальное добрососедство», – заявил Мамедъяров.
Напомним, что Азербайджан считает непризнанную Республику Нагорный Карабах своей территорией, оккупированной Арменией.
В 1991–1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
Под контролем вооруженных сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.