«В НАТО, насколько нас заверяют, стремятся проводить активную и инклюзивную партнерскую политику, укреплять связи с международными организациями. На этом фоне нам не очень понятна логика отказа от налаживания взаимодействия альянса с ОДКБ. Именно по Афганистану такое партнерское сотрудничество может принести реальную «добавленную стоимость», - сказал замминистра в интервью РИА «Новости».
По словам Мешкова, требуются более решительные меры по противодействию распространения афганских наркотиков после вывода основной части контингента НАТО из Афганистана, запланированного на конец 2014 года. «Диалог по будущим усилиям международного сообщества в Афганистане нужно углублять - это в общих интересах. Как и практическое сотрудничество Россия-НАТО по Афганистану», - добавил он.
В то же время Мешков отметил, что реформирование ОБСЕ может повысить авторитет организации, но, зная о разногласиях между государствами-участниками, Россия не ожидает многого от этого процесса.
«Мы поддержали эту инициативу, так как считаем, что ОБСЕ действительно нуждается в реформировании и переосмыслении задач и методов работы», - сказал Мешков, отметив, что «процесс «Хельсинки плюс 40» открывает перед ОБСЕ определенное «окно возможностей» для укрепления ее роли в международных делах, повышения авторитета и востребованности». Однако Мешков также отметил, что, «зная об имеющихся разногласиях между государствами-участниками, мы не строим завышенных ожиданий».
Тем не менее, Россия надеется, что к 2015 году в формировании объединительной повестки дня, а также в создании на пространстве ОБСЕ сообщества равной и неделимой безопасности появятся определенные подвижки, заключил Мешков.
Процесс «Хельсинки плюс 40», направленный на реформирование ОБСЕ, приурочен к 40-летию хельсинкского Заключительного акта в 2015 году. По словам дипломата, речь идет о том, чтобы к этому юбилею переосмыслить деятельность ОБСЕ и выработать обновлённое стратегическое видение общих задач обеспечения безопасности и развития сотрудничества.
Инициатором процесса выступила Ирландия, которая в прошлом году была председателем ОБСЕ. В практическом плане переговорный процесс стартовал при нынешнем председательстве Украины, которая затем передаст эстафету Швейцарии и Сербии.
Переходя к кипрскому конфликту Мешков отметил, что Россия считает любые попытки оказать давление или диктовать условия контрпродуктивными.
«Урегулирование должно стать результатом добровольной договоренности между самими участниками переговоров. Поэтому любые попытки давить на кипрские стороны, пытаться их подгонять, диктовать им условия и навязывать временные рамки переговоров считали бы контрпродуктивными», - сказал Мешков.
По его словам, Москва «будет уважать любое решение, которое согласуют сами кипрские общины». «Исходим из того, что интересам обеих кипрских общин отвечает создание на острове двухзонального двухобщинного федеративного государства, которое выступало бы как единый субъект международного права, обладало бы единым суверенитетом и единым гражданством. Именно такая конституционная модель зафиксирована в документах ООН», - добавил Мешков.
Напомним, что Кипр де-факто разделен между греческой и турецкой общинами с 1974 года. Тогда Турция ответила военным вторжением на государственный переворот, совершенный на Кипре сторонниками правившей в Греции хунты «черных полковников». Южную часть острова контролируют власти республики Кипр. На севере Кипра размещен воинский контингент Турции. В 1983 году на севере острова была провозглашена «Турецкая республика Северного Кипра», непризнанная мировым сообществом.
Переговоры между греческой и турецкими общинами о воссоединении Кипра ведутся при посредничестве ООН. Возобновление прекращенных в 2012 переговоров между представителями двух общин намечено на конец октября текущего года.