«Когда говорят о том, что Церковь в России очень тесно соединена с государством, то говорят неправду. Этого не существует», – заявил патриарх в интервью японским СМИ в Москве в преддверии своего визита в Японию, передает «Интерфакс».
О Церкви рассказывают сказки наши недоброжелатели, причем сказки, которые усваиваются во всем мире, потому что штампы усваиваются очень просто
По его словам, в действительности речь идет о том, что Церковь сотрудничает с властями в деле восстановления культурных памятников, воспитания молодежи, в области культуры, в социальной сфере.
Как подчеркнул предстоятель, Церковь не ставит своей целью влиять на политику государственных деятелей. «Но мы обращаемся к народу, в том числе и к властям, с нашей проповедью. Мы несем определенные ценности нашему народу, в первую очередь нравственные ценности. И мы настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало. Политика без нравственного начала не приносит пользы тем, кто эту политику осуществляет, и тем, по отношению к которым эта политика осуществляется», – убежден он.
Поэтому, продолжил патриарх, если говорить о влиянии Церкви на политическую жизнь, «это нравственное влияние, но это не политическое влияние». «О Церкви рассказывают сказки наши недоброжелатели, причем сказки, которые усваиваются во всем мире, потому что штампы усваиваются очень просто», – заявил он.
Как отметил патриарх Кирилл, Церковь хочет влиять на всех – «и на государственных деятелей, и на простых людей, чтобы нравственное начало, которое Церковь проповедует, усваивалось сознанием нашего народа».
Он подчеркнул, что разговоры о клерикализации российского общества – «это миф, который не имеет под собой ни одного факта».
По словам патриарха, Русская церковь за последние 20 лет была «достаточно успешна в своей миссии», поскольку начала с того, что «большинство людей вышли из атеизма, процент верующих был невысокий». Согласно его данным, сегодня принимают крещение до 80% населения России, 65% заявляют о своей связи с Церковью, больше 40% посещают храм по крайней мере раз или два раза в год. Повысилось количество верующих, которые посещают храм каждую неделю, паства помолодела.
«Речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь нашего народа и общества. Так ведь это же наша задача. Мы обязаны это выполнять, и мы будем это делать», – добавил патриарх Кирилл.
Патриарх также отметил, что РПЦ не уйдет с информационного поля и будет настаивать на сохранении в мире абсолютных критериев различия добра и зла.
«То, с чем мы сталкиваемся сегодня в информационном пространстве, разрушает понятие совести... Каждый живет по своему разумению. Нам кажется, что общество нежизнеспособно, если оно разрушает нравственную основу своего бытия. Поэтому мы не хотим уходить из информационного пространства и не уйдем. Хотя мы сознаем, что мы там в меньшинстве и мы слабая часть этого информационного пространства – у нас нет столько денег, сколько у тех, кто предлагает иной образ мыслей и жизни», – приводит его слова РИА «Новости».
Он не видит «более важной задачи сегодня», потому что «если зло будет восприниматься как добро, то зло разрушит и человеческую личность, и человеческое общество, и человеческую цивилизацию».
Предстоятель убежден, что «Церковь должна настаивать на необходимости иметь абсолютные критерии отличия добра и зла, которые в том числе вырастают из нравственной традиции людей». А тема нравственности, на его взгляд, невозможна без Бога.
По его словам, в современном постиндустриальном обществе главная опасность для человеческой личности – «в потере различения добра и зла». Это подготовлено общественным развитием в течение 200–300 лет, но именно XX век ознаменовался постмодерном, в котором каждый человек сам определяет, что хорошо, а что плохо, «нет объективного понятия добра – значит, и нет объективного понятия, что есть нравственно».
Именно этот подход, считает патриарх, привел к тому, что традиционное отношение к семье разрушается, что развод сегодня считается чем-то нормальным, что пропагандируются гомосексуальные отношения и что «вообще понятие нравственной чистоты утрачено».
«Мы стоим перед трагедией разрушения нравственных основ существования общества... Если по своим убеждениям человек живет так, что ему все позволено, что он сам все определяет, что хорошо, а что плохо, то мы приходим к тому, что можно назвать атомизацией общества, – к очень высокому уровню отчуждения людей друг от друга. Нет общей платформы – нравственной платформы», – констатировал предстоятель РПЦ.