Он добавил, что особую озабоченность вызывает то, что эта «инициатива» в лингвистической сфере принадлежит канцлеру права Эстонии Тедеру, который в соответствии со своими должностными обязанностями, наоборот, должен препятствовать ущемлению интересов всех жителей страны.
«По сути же, эстонский омбудсмен благословил курс на игнорирование Таллином рекомендаций консультативного комитета Совета Европы по выполнению Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и ЭКОСОС ООН, в которых выражалась обеспокоенность отсутствием гарантий использования языка меньшинств в качестве основного языка обучения и предлагалось исправить положение дел в данной сфере», – приводит слова Лукашевича пресс-служба российского МИДа.
Во внешнеполитическом ведомстве рассчитывают, что действия эстонских властей, направленные на принудительную ассимиляцию проживающего в Эстонии русскоязычного меньшинства, «получат объективную оценку со стороны мирового сообщества и профильных международных организаций».
Напомним, в минувший четверг эстонский парламент поддержал инициативу канцлера права Эстонии (омбудсмена) Индрека Тедера, который предложил запретить преподавание в частных муниципальных школах на негосударственном языке в полном объеме.
В Рийгикогу (Государственное собрание Эстонии) предложение Тедера поддержали 44 депутата, 20 проголосовали против, 25, среди которых были в основном социал-демократы, не приняли участия в голосовании.
В процессе обсуждения канцлер юстиции в своем докладе заявил, что в принадлежащей местному самоуправлению частной гимназии должна быть обеспечена обязательная возможность получения образования на эстонском языке, и предложил привести статью 15 закона о частной школе в соответствие с конституцией.
Тедер упомянул, что решение о переводе русских школ на эстонский язык обучения законодательно было закреплено еще в 1993 году, когда был принят закон об основной школе и гимназии.
Русские школы в Эстонии на гимназической ступени (10–12-й классы) начали частично переходить к преподаванию на эстонском языке с 1 сентября 2007 года. В нынешнем учебном году соотношение предметов на эстонском и русском языках в русских гимназиях республики должно быть доведено до показателя 60% – на эстонском и 40% – на русском языке.
Всего в Эстонии действуют 63 школы с русским языком обучения.
В соответствии с законом «Об основной школе и гимназии» муниципальные гимназии могут выбрать иной язык обучения, помимо эстонского, если правительство страны даст такое разрешение на основании ходатайства волостного или городского совета.
Статья 37 конституции Эстонской Республики также устанавливает, что язык обучения в учебном заведении национальных меньшинств выбирает учебное заведение.
Представители русской общины обеспокоены тем, что обучение русскоговорящих детей на неродном для них эстонском языке не позволит им получить необходимый уровень знаний для успешного трудоустройства или продолжения учебы.