Только в первом полугодии банки увеличили выдачу ипотеки на рекордные 60%. В целом за последние 12 месяцев россияне одолжили у банков на 42,3% больше, чем в предыдущие.
Похожие темпы роста кредитования населения наблюдались только перед кризисом 2008 года - тогда темпы роста составляли 55,8% в год, пишет газета «Ведомости».
Это во многом объясняется общей низкой закредитованностью россиян: по меркам развитых стран, где кредиты населению доходят до уровня 60-80% ВВП, долги жителей России кажутся просто смешными - около 12% ВВП. Поэтому банкиры ничего страшного в нынешнем бурном росте кредитов не видят, объясняя его низкой базой.
Однакого издание отмечает и другие причины. Главная - в том, что население беднеет и настроено беднеть дальше. Доходы россиян практически не растут. Тот небольшой рост реальных располагаемых доходов, который фиксирует Росстат (2,7% за первое полугодие), почти полностью обеспечен повышением зарплат силовиков и бюджетников. Это хорошо видно по региональной статистике: в регионах, где большая часть населения работает в бюджетном секторе, зарплаты и потребление растут, а в крупных городах, где основная часть людей работает в частном секторе, рост зарплат измеряется долями процентов и потребление стагнирует.
Зарплаты не только не повышаются, но и обесцениваются - вспомним хотя бы девальвацию рубля в мае - июне, июльскую инфляцию. Все это заставляет россиян активнее влезать в долги, чтобы просто свести концы с концами: зарплаты не хватает на обычные текущие нужды. Не случайно самый бурный рост кредитов наблюдается в секторе микрокредитования.
Люди берут кредиты и потому, что не ждут ничего хорошего впереди. Лучше купить телевизор сейчас, заняв у банка, чем копить год - инфляция и девальвация съедят весомый кусок сбережений.
Банкам эта ситуация очень выгодна - на кредитовании крупных корпораций их маржа всего 2-3%, а на розничных кредитах они зарабатывают около 20%. К сожалению, выплата непомерных банковских процентов делает население еще чуточку беднее и лишает экономику такого драйвера роста, как потребительский спрос.