«В центре внимания в ходе бесед с руководством этой страны (Ирана) будет находиться общая ситуация на пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, в том числе с акцентом на нынешние трансформационные процессы в арабском мире и положение дел в Сирии», - сообщили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Отдельное внимание в ходе переговоров в Тегеране, как ожидается, будет уделено положению дел в ближневосточном урегулировании.
Москва готова предоставить площадку для проведения международной конференции по Сирии, сообщил накануне глава МИД Росси Сергей Лавров. По мнению российской стороны, во встрече могли бы участвовать около 15 стран, включая постоянных членов Совбеза ООН и соседние с Сирией государства, а также Иран.
На Смоленской площади подчеркнули, что позиция России по сирийской проблеме остается неизменной и не подвержена влиянию извне.
«Наша страна не играет роль адвоката отдельных ближневосточных режимов. Россия выступает за строгое соблюдение норм и принципов международного права в интересах поддержания региональной стабильности и безопасности на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки», - указали в российском внешнеполитическом ведомстве.
В МИД России отметили также недопустимость распространения «ливийской модели» на страны региона, охваченные революционными событиями.
«Реакция мирового сообщества на внутренние процессы в отдельных ближневосточных государствах должна быть предельно ответственной и выверенной», - добавили в российском министерстве.
Ранее в субботу Сергей Лавров указал на то, что Сирия стоит на пороге гражданской войны, чреватой дестабилизацией обстановки не только в регионе, но и в мире в целом. По его словам, урегулирование сирийского кризиса повлияет на то, будет ли мир опираться на Устав ООН или в нем станет действовать право сильного. Для обсуждения ситуации в Сирии Москва предлагает провести международную конференцию, в которой могли бы принять участие государства, имеющие влияние на все стороны конфликта в стране.
Глава МИД РФ несколько раз сравнил происходящее в Сирии с тем, что случилось в Югославии и Ливии, и жестко выступил за то, чтобы встреча по Сирии стала единственным форматом поддержки усилий по выполнению резолюций СБ ООН, которыми был одобрен план Кофи Аннана. Министр также противопоставил конференцию «группе друзей Сирии», которая, по его словам, является «группой друзей Сирийского национального совета».
Среди возможных участников международной встречи по Сирии Москва называет постоянных членов СБ ООН, включая США, Францию, Великобританию и Китай, а также Катар, Саудовскую Аравию, Ливан, Иорданию, Ирак, Турцию и Иран.
«Без иранского участия возможности конструктивного международного воздействия на сирийском направлении не будут использоваться в полной мере», - отмечают в МИД России. Стать участниками конференции должны также и международные организации - ЛАГ, Организация исламского сотрудничества, Евросоюз и ООН, под эгидой которой мероприятие и должно проходить.
По данным российского внешнеполитического ведомства, в ходе переговоров с руководством Ирана планируется также обсудить перспективы решения иранской ядерной программы. Значительное внимание будет уделено подготовке к следующей встрече «шестерки» международных посредников, которая состоится в Москве 18-19 июня при участии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили, представителей Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции.
Москва не раз подчеркивала, что решение иранской ядерной проблемы возможно исключительно политико-дипломатическим путем, на основе взаимного уважения и принципов поэтапности и взаимности. Такой подход был предложен главой МИД РФ Сергеем Лавровым в июле 2011 года. По словам российского министра, поэтапный подход позволит устранить имеющиеся у международного сообщества сомнения в отношении деятельности Исламской Республики в ядерной сфере.
«Сейчас на столе переговоров конкретные предложения «шестерки», переданные иранской стороне в ходе предыдущего раунда переговоров в Багдаде 23-24 мая. Они основаны именно на этих принципах (поэтапности и взаимности) и включают в себя как требования к Тегерану, так и возможные ответные шаги со стороны «шестерки»«, - напомнили в МИД России.
«Ожидаем, что на московском раунде начнется их предметное рассмотрение», - добавили на Смоленской площади.
Россия рассчитывает, что на предстоящей встрече в Москве, все делегации, включая иранскую, будут настроены на конструктивный диалог, который поможет сблизить позиции сторон.
«Разумеется, понимаем, что в Москве не удастся договориться по всем интересующим стороны вопросам. Однако исходим из того, что переговорный процесс обязательно должен быть продолжен после московского раунда», - отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
На предыдущей встрече в Багдаде в конце мая «шестерка» предложила Ирану план по приостановке обогащения урана до уровня 20%. Тегеран, в свою очередь, представил на этот счет собственный план из пяти пунктов. И хотя продвижения в решении иранской ядерной проблемы сторонам добиться так и не удалось, делегации смогли согласовать новое место для дальнейших переговоров, которые состоятся 18-19 июня в Москве.
По итогам багдадского раунда ЕС и США также приняли решение о том, что санкции в отношении Ирана продолжат действовать и во время переговоров. Поводом для санкций стал доклад МАГАТЭ, в котором говорилось, что Иран до 2003 года вел работы по созданию ядерного оружия и что эти работы могут продолжаться до сих пор. Одной из ограничительных мер, в частности, является нефтяное эмбарго Евросоюза в отношении Ирана, которое должно вступить в полную силу 1 июля.
Москва, со своей стороны, считает недопустимыми и абсолютно контрпродуктивными дополнительные односторонние санкции в отношении Тегерана, которые подрывают международные усилия по урегулированию ядерной проблемы Ирана.
«Шестерка» международных посредников, в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
США, ряд других стран Запада, а также Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Ряд государств и международных организаций, в том числе ООН, приняли в отношении Ирана санкционные резолюции, требующие от Исламской республики обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность, передает РИА «Новости».