Выход из проекта может обернуться для Statoil убытками, но на фоне конфликта с Газпромом компания уже договорилась о партнерстве на шельфе с Роснефтью.
Газета отмечает, что в пятницу президент Владимир Путин встретится с главами Газпрома Алексеем Миллером и Statoil Хельге Лундом, рассказали источники «Коммерсанта», знакомые с ходом подготовки мероприятия. Речь пойдет о перспективе выхода Statoil из проекта разработки Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с запасами 3,9 трлн кубометров газа. Документов подписывать не планируется, пока идет лишь обсуждение «принципиальных моментов».
Место Statoil в Штокмане может занять англо-голландская Shell, утверждают источники в Газпроме. Во всяком случае этого хочет монополия, потому что у партнеров есть успешный опыт работы в рамках проекта «Сахалин-2». Собеседники уверяют, что другой партнер Газпрома по Штокману, французская Total, покидать проект пока не собирается, хотя, по сведениям газеты, там также недовольны ситуацией вокруг месторождения. В Shell и Total от комментариев отказались.Источники газеты в Газпроме отмечают, что «норвежская сторона ни на что толком не соглашается, ведет себя крайне нервно» и быстро договориться об изменении схемы разработки Штокмана не представляется возможным. Алексей Миллер «в одной из недавних внутренних бесед» прямо упомянул, что готов расстаться с норвежцами, сказал один из сотрудников Газпрома.
Официально Statoil демонстративно поддерживает новую схему разработки Штокмана, которая исключает поставки трубопроводного газа. Однако компания активно дистанцируется от этой идеи, подчеркивая, что она «принадлежит Газпрому». Если место Statoil займет Shell, это будет более понятный партнер для Газпрома, отмечает Виталий Крюков из «ИФД-Капитала», но с приходом нового участника в проект сроки принятия инвестрешения по нему могут затянуться еще больше.Statoil при этом придется либо списывать сделанные инвестиции как убыток, либо пытаться договориться с Газпромом о возмещении затрат. Общие вложения партнеров в Штокман оцениваются в 1,5 млрд долларов (распределение долей неизвестно). В основном это затраты на строительство двух полупогружных платформ, до Штокмана так и не дошедших (они построены, но приписаны на Сахалине).В 2011 году Владимир Путин лично обещал, что инвестрешение по Штокману будет принято не позднее декабря, но сроки были сорваны. Весной главы Газпрома, Total и Statoil приходили к Путину, чтобы заверить его, что все три компании в проекте остаются.
Но достойный путь отступления у Statoil есть - компания недавно договорилась о партнерстве на российском шельфе с государственной Роснефтью. Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis добавляет, что «все необходимое от участия Statoil именно в Штокмане норвежская сторона уже получила, Норвегия смогла выторговать у России выгодные условия раздела спорного сектора Баренцева моря».