В настоящее время пенсионный возраст в РФ для женщин составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет.
«Выбирая среди возможных вариантов реакции на старение населения, мы должны отдать предпочтение лучшей для граждан стратегии – последовательному повышению пенсионного возраста. Учитывая, что это занимает значительное время, данный процесс должен быть запущен как можно скорее», – подчеркивают авторы.
#{smallinfographicleft=435845}Они отмечают, что такое решение требует серьезной политической воли, но альтернативы ему нет. «Чем раньше это произойдет, тем лучше и для пенсионеров, и для налогоплательщиков, и для страны в целом», – говорится в статье, передает РИА «Новости».
Авторы поясняют, что возможность повышения пенсионного возраста обусловлена тем, что рост общей продолжительности жизни происходит преимущественно за счет увеличения активной, здоровой жизни при минимальном увеличении периода нездоровья. «Если правительство проявит политическую волю и примет стратегию повышения пенсионного возраста, то увеличение продолжительности жизни станет источником роста благосостояния для всех, в противном случае оно будет угрозой для развития экономики», – говорят они.
Согласно статье, оптимальный для граждан способ реакции на увеличение продолжительности жизни – «индексация» пенсионного возраста на «инфляцию возраста».
Необходимо принять срочные энергичные меры для решения проблемы старения населения в России, для чего, прежде всего, нужна серьезная пенсионная реформа. Если этого не сделать, реформы будут носить «косметический» характер, а страну неизбежно ожидает масштабный кризис, предостерегают они.
«Длительное сохранение неизменного пенсионного возраста ведет страну в «ловушку старости» – доминирование в структуре электората пенсионеров – группы, интересы которой связаны с потреблением, а не с развитием», – считают Кудрин и Гурвич.
При этом авторы добавляют, что при «разработке пенсионной реформы надо учитывать не только обеспеченность возникающих финансовых обязательств, но и политэкономический аспект: достаточный учет интересов всех поколений».
«Другие варианты реакции на старение населения: сдерживание процесса накопления пенсионных обязательств или последовательное увеличение финансирования пенсионных выплат – либо неустойчивы, либо опасны для экономики», – говорят авторы.
Так, по их расчетам, в случае адаптации к старению за счет повышения ставок пенсионных взносов их потребуется увеличить к 2050 году на 40 процентных пунктов, то есть довести социальные взносы до 70%. Если двигаться по пути увеличения дополнительных трансфертов из бюджета, то этот вариант потребует перемещения почти 10% ВВП к 2050 году в пенсионную сферу за счет повышения налогов и (или) сокращения других расходов. «Ясно, что оба варианта относятся к области фантастики», – отмечают авторы.
«Адаптация к старению происходит здесь за счет изменения баланса отношений между поколениями. Рост продолжительности жизни нынешних пенсионеров компенсируется повышением взносов и (или) налогов, уплачиваемых следующим поколением... По сути, возникающее здесь постоянное изменение баланса между поколениями аналогично схеме финансовой «пирамиды» и явно не может служить устойчивой основой для долгосрочной стратегии», – говорится в статье.
Срок трудового стажа, необходимый для получения пенсии, следует увеличить с пяти лет до 30 лет, полагает экс-министр финансов Алексей Кудрин.
«Изменить положение дел можно несколькими способами: повысить минимальный рабочий стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию», – говорится в статье Кудрина и Гурвича.
«В настоящее время он составляет пять лет по сравнению с типичным для стран ОЭСР требованием 25–30 лет трудового стажа для получения полной пенсии по возрасту», – отмечают авторы. Кроме того, они предлагают рассмотреть вопрос об отсрочке выплаты трудовых пенсий работающим пенсионерам.
Еще одна идея Кудрина и Гурвича: выделение из состава страховых пенсий базовой части, включенной в них в 2010 году. Базовую пенсию эксперты предлагают предоставлять «только действительно нуждающимся в социальной поддержке, например имеющим доходы из всех источников на уровне ниже установленного минимального».
Эти меры, по их мнению, помогут решить проблему нарастающего дефицита Пенсионного фонда. Авторы напоминают, что размеры трансфертов из бюджета для его покрытия увеличились с 1,5% ВВП в 2007 году до 5,5% ВВП в 2010 году. При этом ставки пенсионных взносов выросли с 20% в 2005–2010 годах до 26% в 2011 году.
Они также обращают внимание, что это связано не только с постепенным старением населения страны, но и со значительным количеством пенсионных льгот.
«В России очень много пенсионеров. Достаточно сказать, что число пенсионеров в нашей стране превышает число граждан пенсионного возраста. Такая парадоксальная ситуация объясняется практически полным охватом пожилого населения пенсиями в сочетании с досрочным предоставлением их некоторым категориям граждан», – пишут Кудрин и Гурвич.