В ходе беседы с журналистами «РГ» Степашин рассказал, что Счетная палата вместе с Минэнерго намерена проверить крупные энергокомпании, которые работают в офшорах. Он также пообещал, что СП будет работать над прекращением ухода российских активов в этот «налоговый рай».
В ответ на тезис корреспондента о том, что одной из самых обсуждаемых тем сейчас является предложение премьер-министра России Владимира Путина подумать, как закрыть тему нечестной приватизации 90-х годов в ходе залоговых аукционов, Степашин сказал, что здесь имеются в виду не только залоговые аукционы, но и вся приватизация.
«Залоговые аукционы были позже – это уже 1996 год. Хочу напомнить, что в 2003 году Счетная палата закончила исследование итогов приватизации в России в 1990-х годах. Был подготовлен большой отчет. Мы даже издали его в виде книги на русском и английском языках. Она, кстати, стала бестселлером, думаю, сейчас ее надо переиздать. Это важно для того, чтобы все четко понимали, что же произошло в те годы. Проанализировав итоги приватизации, мы открыто и честно сказали: она «была проведена по худшему варианту из всех европейских стран», – сказал глава СП.
«Безусловно, цель, которая декларировалась, достигнута не была. А это не только переход на рыночную экономику, но и создание среднего класса, более эффективных предприятий, которые могли бы конкурировать с западными компаниями. В итоге более 60% промышленного потенциала страны оказалось за бортом, многие предприятия были обанкрочены, потеряли инженерный корпус. Вторая в мире советская экономика упала почти на сто позиций. Ни одна страна мира, в том числе страны Восточной Европы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, я уже не беру Китай, Вьетнам, – такого рода приватизации не проводили», – продолжил он.
«Что касается залоговых аукционов, то это была просто полумошенническая схема, когда люди брали кредит у банка, за бесценок покупали крупнейшие предприятия, иногда даже не возвращая кредит, – отметил Степашин. – Тут вопросов нет, комментариев тоже. Кстати, Анатолий Чубайс честно признался, когда мы издали свой доклад по приватизации, что задача ставилась одна: ликвидировать промышленно-экономическую основу для коммунистического реванша, то есть задача была чисто политическая. И с Егором Гайдаром мы это обсуждали не раз. Но все проходило в рамках принятых тогда законов».