Соответствующий проект новой редакции закона об ОСАГО утвердило правительство России. В ближайшее время он будет направлен в Госдуму.
Уже довольно давно правительство принимает различные шаги к тому, чтобы привести стоимость человеческой жизни к единому параметру. Напомним, что за гибель человека в авиакатастрофе страховщики заплатят 2 млн рублей, за гибель в поезде - 12 тыс., за гибель в автокатастрофе - 160 тыс. рублей. Принятый закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков должен был сравнять пассажиров железных дорог с пассажирами авиалайнеров. Однако до сих пор не принято три постановления правительства, без которых он неможет заработать.
Приравнять автомобилистов к авиапассажирам и того сложнее. При увеличении сумм выплат тарифы на ОСАГО возрастут. Но не все автовладельцы готовы платить столько, сколько хотят за эту услугу получать страховые компании. Поэтому в этом виде страхования увеличение выплат вводится постепенно. Сейчас предлагается увеличить ущерб по жизни и здоровью до 600 тыс. рублей на одного пострадавшего, пишет «Российская газета».
При этом в законопроекте предлагается ввести фиксированные суммы выплат. За гибель пострадавшего страховщик выплачивает расходы на погребение плюс ущерб по утрате кормильца. Расходы на погребение - 25 тыс. рублей, утрата кормильца - 135 тыс. Однако если погиб ребенок, то его родственники получат только расходы на погребение, то есть 25 тыс. рублей. В законопроекте выплата распространяется не только на иждивенцев, но и на любых родственников.
Все услуги, которые входят в перечень по обязательному медицинскому страхованию, по ОСАГО не оплачиваются. Значит, по сути возмещаются потраченные на дополнительные лекарства (при предъявлении чеков) средства.
Новая редакция закона об ОСАГО предлагает выплачивать фиксированные суммы за то или иное повреждение. Например, сломана у человека голень - получи 15 тыс. рублей. Сломал палец - получи 5 тыс. рублей. Скорее всего, за основу возьмут ту таблицу, которая была разработана для пострадавших в результате аварии на опасном объекте. Она универсальна. Там нет привязки к конкретным суммам, а стоимость любой травмы исчисляется в процентном соотношении к максимальной сумме выплаты.
Такой подход заставит страховщиков расплачиваться по любой травме, полученной в аварии, быстро, не дожидаясь заключения врачей и судмедэкспертов о тяжести нанесенных увечий.
Увеличивается и сумма максимальной выплаты по материальному ущербу. Если сейчас она ограничена 120 тыс. рублей, то после принятия закона вырастет до 400 тыс. Хотя стоит напомнить, что средняя выплата по ОСАГО сегодня не превышает 24 тыс. рублей.
Законопроект предусматривает и увеличение выплат по Европротоколу до 50 тыс. рублей. До сих пор эти выплаты ограничивались 25 тыс. Европротокол - это когда встретившиеся на дороге могут разъехаться, не вызывая ГИБДД. Это возможно при нескольких условиях. В аварии участвовали только две машины, нет пострадавших, оба водителя застрахованы по ОСАГО и согласны с обстоятельствами аварии. Остается заполнить извещение о ДТП. Надо только помнить, что сумма выплат в этом случае ограничена.
Примечательно, что для четырех регионов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - законопроект вводит исключение. Здесь сумма выплаты по Европротоколу не будет ограничена дополнительными лимитами. То есть страховщики должны будут выплачивать именно в рамках максимальной суммы по закону об ОСАГО не более 400 тыс.
Газета отмечает, что автовладельцам следует приготовиться к повышению тарифов за страховку. По самым скромным подсчетам, они увеличатся на 30-50%.
Выплаты предполагается повышать постепенно. После принятия закона увеличат выплаты по причинению вреда имуществу. А на втором этапе - примерно через год - по жизни и здоровью.
Кроме того, в законе предусмотрено введение так называемого «тарифного коридора». Это когда сами страховщики могут назначать тариф при условии, что он не будет ниже или выше рамок, установленных правительством. Таким образом, на рынке ОСАГО должна появиться ценовая конкуренция.
В любом случае законопроект просто по технологическим причинам не успеет проскочить Госдуму до зимних каникул. Скорее всего, на первое чтение он пойдет лишь в феврале следующего.