Каждый второй опрошенный (53%) считает недопустимым демонстрацию религиозной принадлежности в общеобразовательной школе. Чаще других так считают это атеисты (57%), москвичи и петербуржцы (76%), респонденты предпенсионного возраста (59%). Ничего предосудительного в таком поведении не видят 35% - это, прежде всего, молодежь (43%), жители городов-миллионников (44%) и мусульмане (42%).
За введение школьной формы высказываются восемь из десяти россиян (77%), в основном женщины (81%), россияне 45 лет и старше (82- 83%), те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (82%). Не поддерживает единую школьную форму каждый пятый (18%). В основном, молодежь (37%), мужчины (22%) и те, у кого в семье нет несовершеннолетних детей/внуков (21%).
Решение о введении школьной формы половина россиян готова переложить на государство (54%). Это позиция прежде всего пожилых респондентов (65%). Реже опрошенные полагают, что это прерогатива региональных и местных властей (14%), родителей (10%) или директоров школ (8%).
Согласно данным ВЦИОМ, о конфликте, произошедшем в одной из школ Ставрополья, где учительница запретила мусульманкам посещать школу в хиджабах, известно большинству россиян (71%).
Лучше всего о нем осведомлены респонденты старше 35 лет (32-33%), с высшим образованием (32%), а также те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (34%).
Впервые узнали об инциденте в ставропольской школе в ходе опроса 28%. И это, прежде всего, малообразованные (48%), молодежь (45%), те, у кого в семье нет несовершеннолетних детей или внуков (34%).
Опрос ВЦИОМ проводился 27-28 октября 2012 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, тема школьной формы неожиданно оказалась в центре внимания не только общественности, но и властей. Идею унификации одежды, в которой дети ходят на занятия, уже поддержал министр образования России Дмитрий Ливанов.
«Безусловно, необходимо стандартизировать вопросы, касающиеся школьной одежды на федеральном уровне, всех тех вопросов, которые касаются внешнего вида учеников, но, в то же время, мы точно не сможем одеть всех школьников в нашей стране в одну и ту же одежду», – заявил чиновник.
В этом вопросе, по его словам, будут играть роль и региональные различия, и муниципальные различия, а также различия между отдельными школами в больших городах.
«Мы совершенно точно должны ввести единые требования, но вместе с тем каждый ученик должен чувствовать себя комфортно в классе, и школьный класс, и помещение школы не должны быть местом, где возникают какие-то различия», – подчеркнул Ливанов.
Напомним, что в октябре «подумать» над введением школьной формы предложил Владимир Путин. Так он отреагировал на конфликт вокруг ношения хиджабов в одной из школ Ставрополья.
Общественные деятели инициативу главы государства поддержали, в Госдуму уже внесен соответствующий законопроект. Эксперты же отмечают, что школьная форма действительно решает ряд проблем, но только не религиозного характера, а совсем других.
Напомним, конфликт в Ставропольском крае начался с запрета ученицам из мусульманских семей приходить на уроки в хиджабах, после чего родители девочек и муфтий региона обратились в прокуратуру, которая начала проверку.
По мнению родителей, запрет нарушает право их дочерей на доступность образования и свободу вероисповедания.
Кроме того, в конце декабря 2010 года ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов сообщил, что ученый совет вуза намерен ввести ограничение на ношение некоторых элементов религиозной одежды, в том числе и хиджаба.
Однако после широкой огласки инициаторы идеи поспешили отказаться от нее.