По его словам, первая из семи «Сообразительных», на которых в общей сложности выделено 9,75 млрд фунтов, оказалась чересчур медленной, подверженной протечкам, а часть деталей лодки, которая была спущена на воду всего два года назад, уже покрылись ржавчиной, пишет в пятницу The Daily Telegraph.
Подлодка, которая называлась самой сложной субмариной флота и должна была стать его гордостью, не сможет быстро среагировать в экстренной ситуации или уйти от атаки, потому что не смогла достичь заявленной максимальной скорости. По этой же причине она неспособна сопровождать новые британские авианосцы, которые должна защищать: их крейсерская скорость превышает 30 узлов, что выше возможностей «Сообразительной».
Среди других проблем Astute, которые обнаружились в последние месяцы, – затопление при штатных погружениях, частичная коррозия некоторых деталей. В частности, как оказалось, оборудование для мониторинга ядерной реакции содержит неправильный тип свинца, а перископ на подлодку поставили бракованный.
«Эти проблемы значительно серьезнее, чем мелкие недоделки, которые обычно ожидают обнаружить конструкторы нового класса ядерных подводных лодок», – сказал инженер по ядерной безопасности Джон Лардж.
Проект Astute, заказ на который поступил BAE Systems 15 лет назад, отстает от графика на четыре года. Несмотря на то, что на него уже потрачено 2 млрд фунтов бюджетных средств, ни одна из семи заказанных лодок еще не принята на вооружение ВМФ.
Несмотря на свой «юный» возраст, первая «Сообразительная» уже успела побывать в центре ряда скандалов. В 2010 году она села на мель при испытаниях, что привело к отставке командира подлодки. В прошлом году молодой матрос на борту Astute застрелил старшего члена команды.