«Нам говорили, что банки пойдут нам навстречу и хотя бы отсрочат выплаты по кредитам», - рассказал житель Крымска Анатолий К. - Однако в Совкомбанке нам заявили, что никаких отсрочек и реструктуризаций долга не будет, поскольку в банковском договоре не предусмотрен такой пункт, как «обстоятельства непреодолимой силы». Нам продолжают приходить SMS о том, что мы просрочили платеж и обязаны выплатить его с учетом штрафных санкций».
В самой пресс-службе банка отказались прокомментировать жалобы крымчан.
По словам пострадавших жителей Крымска, никаких уступок не последовало и от банков Cetelem (розничный бренд французского банка BNP Paribas. Сейчас под этим брендом создается партнерство со Сбербанком, где 70% принадлежит Сбербанку) и «Ренессанс Кредит».
«В результате потопа наш дом разрушился, пропали все документы, среди которых был и договор с банком «Ренессанс Кредит», - говорит жительница города Крымск Екатерина Р. - Когда я обратилась к ним с просьбой о выдаче дубликата договора, с меня попросили 500 рублей за поиск договора в банковском архиве».
Что касается клиентов банка Cetelem, то они также продолжают получать SMS с требованием немедленно погасить долги в полном объеме. Однако когда крымчане обращаются к представителям банка напрямую, то им вежливо советуют погашать долги по мере возможности.
«Когда я попросил девушку оформить фразу «Погашайте как сможете» в виде документа, встретил решительный отказ», - заявил клиент банка Cetelem Сергей Д.
Официальные представители Cetelem заверили, что клиенты банка лгут, а кредитная организация делает все возможное, чтобы не ущемить интересы потерявших все имущество людей, пишут «Известия».
«Банк применяет индивидуальный подход при рассмотрении обращений клиентов, пострадавших в результате наводнения, - говорят в компании. - При обращении рассматривается возможность предоставления отсрочки по уплате платежей в погашение кредита, реструктуризации задолженности клиентов. Кроме того, банк отказался от применения штрафных санкции в отношении клиентов, пострадавших в результате наводнения. Исходя из каждой конкретной ситуации, банк стремится выработать оптимальное решение, наиболее приемлемое в интересах клиента. Фактор обстоятельств непреодолимой силы, сложившихся в результате разгула стихии, обязательно учитывается для всех клиентов, пострадавших от наводнения в Краснодарском крае».
Навстречу пострадавшим от наводнения должникам, по словам крымчан, пошли лишь два банка - ВТБ24 и «Русский стандарт». ВТБ24 разработал специальную программу по реструктуризации долгов жителям Крымска, пострадавшим в наводнении. Долги некоторых клиентов были «растянуты» на сроки до 10 лет под льготный процент.
#{interviewsociety}«Мы выделили заемщиков из пострадавших от стихии районов Краснодарского края в отдельную клиентскую группу, - рассказал пресс-секретарь ВТБ24 по ЮФО и СКФО Алексей Рыщук. - Они освобождены от уплаты штрафов за просрочку платежей, с каждым проводится индивидуальная работа по реструктуризации долга».
«Русский стандарт» провел процедуру прощения долгов. После наводнения представитель банка проехал с фотоаппаратом по всем адресам клиентов, сфотографировал затопленные дома, и потом на основе этих фотографий руководство банка приняло решение простить долги тем клиентам, которые полностью потеряли жилье, рассказала жительница Крымска Мария А.
ЦБ разрешил банкам, работающим в Крымске, не формировать дополнительные резервы на возможные потери по ссудам (эта мера способна серьезно ухудшить ликвидность конкретного банка), а ФНС не будет применять к ним требования о перерасчете налога на прибыль, полученную в результате отсрочки. А это означает, что все - а не только отдельно взятые особо сознательные и милосердные - банки, работающие в Крымске, должны идти навстречу пострадавшим.
Отраслевые объединения предлагают разобраться с ситуацией и не спешить с выводами. Вице-президент АРБ Анатолий Милюков сообщил «Известиям», что ассоциация будет разбираться в ситуации:
«Нельзя огульно обвинять банки в злоупотреблениях. Возможно, некоторые недобросовестные клиенты спекулируют на трагедии, нельзя этого исключать. Позиция АРБ по вопросу возврата средств крымскими заемщиками не изменилась - пострадавшие должны получить льготы».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в июле оставшиеся без крова и средств жители Крымска пожаловались, что банки грозят выставить высокие штрафы за просрочку платежей по кредитам. Роспотребнадзор встал на их защиту, потребовав от банков списания всех долгов. Банки поспешили оправдаться, что штрафовать никого не собираются, но и аннулировать долги, однако, не могут.
Позже Роспотребнадзор сообщил, что банки приостановили все взыскания долгов по просроченным кредитам с пострадавших от наводнения жителей Краснодарского края.