Получается, что без учета качества полотна и ширины дороги в среднем 1 км полосы стоит 41 млн рублей (без НДС). Это значительно дешевле, чем в Германии, Франции и схожей с Россией по климату Канаде, считает Минтранс, дороже российских дорог обходятся американские и испанские, а дешевле – финские и китайские.
Высшая школа экономики на основе цен строительства за прошедшие годы ранее посчитала, что 1 км федеральной трассы в четыре-шесть полос обходится в 90 млн рублей, региональной двухполосной дороги – в 30 млн. Сравнение стоимости с теми же американцами было в их пользу. Так, при делении стоимости строительства дублера Курортного проспекта в Сочи на его протяженность цена укладки километра дороги – 180,5 млн рублей (6 млн долларов).
Стоимость 1 км аналогичной по сложности трассы I-94 в штате Мичиган – около 500 тыс. долларов, пишет газета «Ведомости».
Минтранс подчеркивает, что в его исследовании российская и зарубежная методики расчета стоимости дорог унифицированы. Исключен НДС (ставка налога отличается по странам) и, главное, затраты на подготовку территорий. В России они учитываются в стоимости строительства, а в Западной Европе, США и Канаде – нет, что и делает российские дороги дорогими. Затраты на подготовку земли могут составлять от 10% (на незастроенной территории) до 45% (в густонаселенной местности) общих затрат.
Основные затраты на подготовку территорий – расходы на выкуп земли и перенос коммуникаций, объясняет министр транспорта Максим Соколов. За рубежом эти функции берет на себя государство, а в России – строительная организация, говорится в справке Минтранса. Доля таких затрат существенно различается в зависимости от проекта, отмечает чиновник Росавтодора: например, при строительстве выхода трассы М8 из Москвы на вынос коммуникаций пришлось 42%, при строительстве в Кемерове – 5–10%.
На стоимость дорог в разных странах сильно влияют нормативы, следует из справки Минтранса: так, высокие затраты в Германии связаны с большой толщиной цементобетонных оснований, в Великобритании – с плотной застройкой, что повышает требования к качеству трассы. Низкие затраты в Финляндии – результат экономии на ширине обочин (1,5 м, в России – 3,75 м). А в Китае более узкие как полосы движения (3-3,5 м против 3,5-3,75 м в России), так и разделительные (в два раза меньше, чем в России и США).
Стоимость строительства 1 км дороги в России может быть еще ниже, если, как и за рубежом, исключить из нее затраты на предпроектную документацию и надзор за строительством, отмечает Минтранс. Также подводят климат (коэффициент зимнего удорожания в зависимости от региона составляет 1,6-4,4) и затраты на доставку строительных материалов.
Например, при строительстве трассы Чита – Хабаровск битум доставляли за 1 тыс. 500 км, тогда как в ЕС средняя дальность доставки – 20-40 км.
Разброс стоимости строительства дорог в России велик – от 7 млн рублей до нескольких млрд за 1 км, замечает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Слишком много факторов влияет на цену самих строительно-монтажных работ – качество дороги, стоимость материалов, перечисляет он. Средняя цена – не самый главный показатель, важнее, каков эффект расходования этих средств, говорит сотрудник Росавтодора.