Как рассказал «Известиям» руководитель ФАР Сергей Канаев, поводом для обращения к депутатам стали многочисленные ДТП с пьяными полицейскими и прокурорами.
Нередко вина за ДТП с участием водителей из силовых ведомств перекладывается на пострадавших, а доказательства фальсифицируются
«Не проходит дня, чтобы в новостях не промелькнула информация о ДТП, которое совершил какой-нибудь пьяный силовик, – рассказывает Канаев. – Однако до суда доходит не так уж много дел. Нередко вина за ДТП перекладывается на пострадавших, а доказательства фальсифицируются».
42-летняя Татьяна Афошина из Екатеринбурга стала обвиняемой как раз по такой схеме. 8 мая 2012 года женщина ехала на своей машине из Екатеринбурга в Орск. В полночь она доехала до поселка Бреды Челябинской области.
«Я поняла, что еду не в ту сторону, и стала разворачиваться», – вспоминает Афошина.
В этот момент в ее машину врезалась Mazda-3, которой, как выяснилось позже, управлял местный полицейский Александр Клочков. Пассажир Татьяны Сергей Фролов после этой аварии стал инвалидом, пассажиры Mazda отделались ушибами. По свидетельствам очевидцев, Mazda неслась на большой скорости (по предварительной оценке независимого эксперта – около 120 км/час). На место ДТП вскоре приехали полицейские, которые увезли коллегу. В больницу его привезли лишь через несколько часов.
«Алкотестер показал у Клочкова опьянение в 0,58 промиле, – рассказал адвокат Афошиной Виктор Герасимчук. – Однако затем и эта экспертиза была аннулирована, потому что якобы Клочков дышал в прибор после медосвидетельствования другого лица, находившегося в алкогольном опьянении».
По словам адвоката, в деле появилась другая схема ДТП, а автоэкспертиза так и не была проведена. Афошиной было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля, повлекшее причинение вреда здоровью человека. Во время разворота она выехала на встречную полосу.
У адвоката есть много вопросов к следствию. Он считает, что оно было проведено с нарушениями, полицейские не захотели «сдавать» своего коллегу, а уголовное дело по ДТП вел дознаватель, работающий вместе с Клочковым.
«Мы обращались в Челябинскую прокуратуру с просьбой передать расследование ДТП в Следственный комитет, потому что аварию совершил действующий сотрудник, однако нам заявили, что в момент ДТП Клочков находился не на службе», – пояснил адвокат.
В Брединском РОВД «Известиям» заявили, что не сомневаются в честности и профессионализме своих сотрудников. Сам же Клочков от комментариев отказался.
Правозащитники полагают, что счет подобным историям в России идет на сотни. По мнению Сергея Канаева, чтобы остановить дорожный беспредел, нужно в срочном порядке разработать комплекс мер, который бы не позволил представителям МВД, прокуратуры и других ведомств, виновных в авариях, уходить от ответственности.
«Например, можно было бы создать на федеральном уровне специальную общественную комиссию, которая будет отслеживать все подобные ДТП и пресекать фальсификацию расследований», – поясняет Канаев. По мнению автомобилистов, необходимо также ужесточить наказание для силовиков-нарушителей. Например, автоматически удваивать им срок наказания.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков солидарен с автомобилистами.
«Представители силового блока являются лицом государства и эталоном законопослушания, поэтому они должны нести более серьезные наказания за административные правонарушения и уголовные преступления по сравнению с обычными гражданами, – заявил «Известиям» Лысаков. – Например, если полицейского задержали пьяным за рулем, то это должно быть не административное наказание, а сразу уголовное, с крепким сроком».
По словам Лысакова, несколько лет назад в Госдуме уже разрабатывался подобный законопроект, однако до его рассмотрения дело так и не дошло, пишут «Известия».
«Чтобы ужесточить наказание для силовиков, нужно внести изменение и в Конституцию, – поясняет парламентарий. – Ведь сейчас у нас по Конституции перед законом все равны, в том числе и представители силовых структур. Однако, используя свои связи, они зачастую вообще уходят от наказания».