В то же время источник подчеркнул, что оружия на борту самолета не было, передает «Коммерсант».
На одном из тульских новостных порталов появилась информация о том, что груз принадлежал оборонному предприятию ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) и оформлялся тульскими таможенниками. В Тульской таможне информацию о том, что на борту самолета находилась продукция одного из предприятий региона, опровергли. Однако источник, близкий к российской системе ВТС, подтвердил, что Airbus перевозил именно изделия тульского КБП.
ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» основано в 1927 году как проектно-конструкторское бюро ручного оружия при Тульском оружейном заводе. С 2008 года входит в состав госкорпорации (ГК) Ростехнологии. Основные разработки - противотанковые и артиллерийские комплексы, зенитные ракетно-пушечные комплексы, в частности «Панцирь-С1». КБП также специализируется на производстве продукции двойного назначения, позволяющей обнаруживать и определять координаты движущихся наземных целей, в том числе и для РЛС. В 2003 году США обвинили КБП в поставках оружия странам, поддерживающим терроризм, и ввели в отношении предприятия санкции. Портфель заказов - 4 млрд долларов.
Источник, близкий к российской системе ВТС, также подчеркнул, что содержимое всех 12 ящиков, находившихся на борту самолета, было одинаковым - радиотехнические элементы, которые, по его словам, под понятие продукции чисто военного назначения не попадают. «Где там можно было найти оружие и боеприпасы - большая загадка,- добавил собеседник.- Интересно, как Турция будет выкручиваться из этой ситуации».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на борту самолета «Сирийских авиалиний» находился «груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику».
«Груз этот являет собой электротехническое оборудование для РЛС, оборудование двойного назначения, но не запрещенное никакими международными конвенциями», - подчеркнул он.
По словам министра, «перевозка такого рода грузов гражданскими воздушными судами является абсолютно обычной практикой, что подтверждается и тем фактом, что еще до того, как сирийский самолет вошел в турецкое воздушное пространство, власти Турции предложили ему либо изменить маршрут, либо приземлиться в Анкаре».
«Пилот совершил посадку, поскольку он знал, что ничего противозаконного он не совершает», - добавил глава МИД РФ.
«По нашим данным, поставщик будет требовать возврата груза, который является его собственностью», - сообщил Лавров.
Официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что поставки Россией военного оборудования в Сирию «несостоятельны с моральной точки зрения».
Журналисты напомнили ей, что СБ ООН не вводил против Сирии санкций и поэтому подобные поставки нельзя считать нарушением каких-либо международных режимов. «С юридической точки зрения, это верно, но с моральной - подобная политика является несостоятельной», - заявила в ответ Нуланд.
«Никаких санкций против Сирии со стороны Совета Безопасности нет, потому что его члены - Россия и Китай - продолжают их блокировать», - отметила американский дипломат, добавив, что другие члены Совбеза «в одностороннем порядке» делают все возможное для того, чтобы правительство Башара Асада «не получало помощь из-за рубежа».
По ее словам, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган «сделал по этому поводу вполне конкретные заявления». «Мы не сомневаемся, что это было серьезное военное оборудование», - подчеркнула американский дипломат.
Ранее ряд СМИ со ссылкой на источник в госструктурах распространил информацию, что турецкие ВВС, скорее всего, знали о грузе - 12 ящиках с техническими элементами для радиолокационных станций систем ПВО - поэтому отправили на перехват два истребителя F-16. В связи с этим, согласно этой информации, ФСБ может начать проверку в профильных ведомствах по факту утечки сведений о направлении груза в Сирию.
Министр иностранных дел страны Ахмет Давутоглу также заявлял, что турецкая разведка имела убедительную информацию о том, что гражданский самолет вопреки международным законам перевозил оружие.
Перед этим стало известно, что на борту Airbus A320 находились 12 ящиков с техническими элементами для радиолокационных станций систем ПВО, состоящих на вооружении Сирии, а также технологическая документация к ним.
По словам источников, груз не требовал никакого специального оформления или досмотра, поскольку не представлял угрозы ни для членов экипажа, ни для самолета.
Как пояснил источник, близкий к российской госавиации, перехват гражданского судна осуществляется в случае, если оно резко меняет курс, не отвечая на радиосигналы, или же есть информация о его захвате. С этих позиций подъем истребителей для перехвата Airbus A320 может расцениваться как акт агрессии.
В четверг стало известно, что после почти семи часов обыска турецкие власти отпустили сирийский пассажирский самолет Аirbus А-320, накануне принудительно посаженный в аэропорту Анкары.
Борт с 35 пассажирами, следовавший из московского аэропорта Внуково в Дамаск, накануне был посажен истребителями F-16 после пересечения воздушного пространства Турции из-за подозрения в перевозке военных грузов.
После обыска груз был арестован, однако о том, что он из себя представлял, власти не сообщили.
Тем не менее ранее турецкие СМИ утверждали, что на борту лайнера были обнаружены коммуникационное оборудование, радиоприемники и станции активных помех, используемые в военных целях.
После случившегося посольство России потребовало от Турции разъяснений. «По первичной информации, на борту самолета находятся 17 россиян, включая детей. Российские консулы выехали в аэропорт для встречи с россиянами, обеспечения их безопасности, защиты прав и интересов», – сообщил ранее источник в российском МИДе.
Глава турецкого внешнеполитического ведомства уже выразил надежду на то, что произошедшее не повлияет на отношения с Москвой.
Глава Минтранса Сирии Мухаммед Саид назвал пиратским захватом принуждение к посадке сирийского пассажирского самолета в аэропорту Анкары.