Как он напомнил, перед началом кризиса Москва успела накопить крупные резервы, позволявшие ей обходиться без дорогостоящих заимствований. Но меры по стимулированию экономики во время кризиса истощили эти запасы, финансово- бюджетная политика «была очень мягкой» и «восстановления «буферов» не происходило», сказал специалист. Поэтому теперь у властей нет «сильных позиций» для «компенсирования рисков» с помощью фискальных мер, пояснил Кахконен, передает ИТАР-ТАСС.
С другой стороны, по его словам, в сфере денежно-кредитной и курсовой политики «достигнут прогресс». «Стало больше гибкости валютного курса, Центральный банк готов будет в случае необходимости срочно добавить ликвидности», – указал руководитель миссии.
Кстати, на его взгляд, ослабление позиций рубля в последнее время связано «с событиями за пределами России», с так называемым «бегством к качеству», т. е. утечкой капиталов в наиболее безопасные активы. И в дальнейшем, по мнению Кахконена, развитие событий в этой сфере будет зависеть от внешней для России ситуации, прежде всего – в Европе.
На вопрос о том, каков главный канал воздействия международного кризиса на Россию, специалист назвал вероятное снижение цен на нефть. Соответственно, упреждающие меры предосторожности для Москвы он видит прежде всего на путях «укрепления буферов», т. е. наращивания резервов. Угроза от долгового кризиса в Европе, на его взгляд, для России пока не очень актуальна и может выразиться разве что в появлении со временем «проблем с финансированием для российских банков».
Отвечая на вопросы, связанные с отставкой вице-премьера и министра финансов РФ Алексея Кудрина, Кахконен подтвердил, что МВФ «рассчитывает на сохранение хороших отношений», сложившихся у Фонда с Россией.